На хорватской стороне сельская местность не намного лучше, но через несколько десятков километров мы наконец выехали на шоссе. Хорватская Автострада А2 из Осиека похожа на научно-фантастический фильм. На всем пути следования до даково мы встретим менее 10 машин.шоссе совершенно новое... и совершенно пустой. Мы задаемся вопросом, построили ли они его, чтобы потратить субсидии ЕС, или они ожидали, что толпы туристов приедут в Восточную Хорватию. Мы останавливаемся на заправке, где, кроме нас, стоят еще две польские машины, и через минуту прибудут два молодых голландца в какой-нибудь хипповской развалюхе. Я помню бензоколонки вокруг Праги, которые постоянно буквально переполнены десятками грузовиков. Здесь нет ни одной машины, только четыре. Мы покупаем небольшие запасы еды и питья, хотя даже это нелегко, потому что новый магазин оборудован примерно так же, как заправочная станция занята. Но я верю, что когда-нибудь в том ресторане, который был внутри, будут какие-то гости и какое-то обслуживание.
Мы въезжаем в Боснию, и нам кажется, что сегодня у нас все получилось лучше. Нам еще предстоит проехать 250 км по районам, забитым грузовиками. Если на венгерско-хорватскую границу мы пришли, как в 90-е годы, то здесь это выглядит как Тито. Деревни немного похожи на ханов, а местный колорит составляют построенные или заброшенные дома. Они есть везде, в каждой деревне, и поразительно напоминают попытки предпринимательского барокко, которое когда-то было построено в нашей стране.
С первого взгляда можно понять, где в деревне живет тот, у кого есть деньги, и тот, у кого их нет. Кроме того, эти здания можно считать немного похожими на местную хронику. Некоторые здания действительно чудовищны, но в них нет абсолютно никакого стиля. Но путешествие интереснее венгерской равнины, а природа здесь действительно прекрасна. Хотя местная природа действительно прекрасна, временами нам кажется, что мы находимся в северной Чехии. Самым жестоким примером опустошения природы является проход через город Зеница, где находятся огромные железоделательные заводы Арселора Миттала. Именно так Я всегда представлял себе легендарный стальной город Жюля Верна.
Последние 40 км до Сараево мы въезжаем на новое шоссе, и заметно, что приближаемся к столице и цивилизации. Ремонтируется все больше домов, движение становится плотнее, и в целом все выглядит вполне цивилизованно. Итак, наконец, мы отправляемся в столицу Боснии и Герцеговины. Впрочем, внешность немного обманчива. Сараево-это нечто особенное. Это совсем не похоже на город, через который я проезжал, когда мне было 10 лет. Даже спустя 23 года после окончания войны ее последствия видны на каждом углу. Новая высотная гостиница и рядом с ней полностью снесенное здание, которое до сих пор стоит здесь как память о том абсолютно бессмысленном конфликте, который еще далек от завершения
Я уже писал, что Сараево особенное? Это действительно замечательный город, в котором смешиваются культуры, национальности и религии его жителей. В настоящее время в городе проживает около 300 000 человек, по сравнению с первоначальными 430 000, которые жили здесь в 1991 году, что является действительно большой разницей. Мы остановились в отеле "эмиран", который представляет собой современное новое здание в довольно грубом районе. Хотя, на самом деле, здесь нет такого района, который не чувствовал бы себя грубым. Некоторые здания, получившие попадание от гранаты, стоят практически на каждом углу, и многие из них находятся, так сказать, в "первоначальном" состоянии.
Конечно, даже сегодня мы не можем пропустить какую-то местную специальность. Ресторан "жара из дувары" (Эй, переведи сам, ладно? После нескольких попыток я сдался. Я думаю, это какой-то каламбур...) TripAdvisor рекомендовал нас, и это правда, что это очень деревенское заведение. Здесь очень красиво и уютно, цены очень популярны, несмотря на то, что компания старается ориентироваться на туристов
Дело в том, что еда здесь гораздо проще, и это больше похоже на то, что кто-то пригласил вас домой на ужин. Пожалуй, самое интересное-это местное фирменное блюдо, которое мы едим совершенно непредусмотрительно в качестве закуски. Это на самом деле соленые пончики, но больше из хлебного теста, к которому есть тарелка, наполненная свежим сыром. Это должна быть закуска для одного человека, но на самом деле, три человека будут есть из этой порции. Наверное, это тоже специфические пережитки войны-кто много ест, тот и выживает. Пончики очень напомнили мне итальянские ньокки фритти, которые представляют собой жареные пончики из теста для пиццы, и они были очень хороши.
Единственный недостаток в этой красоте заключается в том, что здесь не берут карты, которых здесь почти нигде нет, поэтому я вынужден бежать к банкомату и выбирать местные конвертируемые марки. Мне действительно любопытно, что я буду с ними делать, когда мы двинемся дальше завтра.
Конечно, даже сегодня мы не можем пропустить некоторые местные блюда. Ресторан Zara iz duvara (эй, эй, переведи это сам, да? После нескольких попыток я отказался. Должно быть, это какой-то каламбур...) Нас порекомендовал TripAdvisor, и это правда, что это заведение очень уютное. Там красиво и приятно, цены бодро народные, и это при том, что предприятие старается ориентироваться на туристов.