Найти тему

Странные дела: Тьма на окраинах города.

Сериал «Странные дела» на сегодняшний день знаком почти каждому любителю фантастики или фэнтэзи. Благодаря Netflix и команде талантливых актеров на свет появилась киновселенная, богатая событиями, убедительными и искренними героями и не менее убедительными монстрами. На момент выхода сериала еще никто не знал, что со временем он превратится в культурный феномен, способный вернуть актуальность стилистике 80х, и мало того – сделать эту эпоху снова популярной. При этом, не смотря на очевидную популярность сериала после выхода первого сезона, создатели франшизы не спешили развивать линейку смежных товаров, таких как комиксы, книги и т.д. Нет, сказать что мерча совсем не было – нельзя, ну, выпустили мобильную игрушку, в пикселях, спорного качества, ну нарисовали комикс про то, что Уил делал пока сидел в мире наизнанку – ни о каком развитии канонической вселенной вглубь и вширь – речи пока не шло; только много позже, уже после второго сезона, а так же с выходом третьего, когда сериал удержал и закрепил за собой статус культового – начали выходить такие себе комиксы и, что более интересно в контексте нашей сегодняшней беседы – книги; Перейдем сразу к конкретике – в период с 2019 по 2020 годы по вселенной сериала «Странные дела» вышло три полноценных романа: Гвенда Бонд – «Подозрения», Адам Кристофер – «Тьма на окраинах города», Бренда Йованофф – «Беглянка Макс». Сразу обращу внимание, что ни одна из этих книг не расширяет вселенную сериала, а служит скорее приквелами, вбоквелами, и порой смахивает даже на фанфики. Но – давайте по порядку. В данной статье я расскажу вам о романе Адама Кристофера – «Тьма на окраинах города».

  Что качается самого писателя - Адам Кристофер – автор таких книг, как: «Рожденный убивать», «Обычное грехопадение для Голливуда», «Убийство - моя профессия», «Обжигающая тьма». Писатель внес свою лепту в развитие вселенной «Звездных Войн», так же занимался новеллизациями сериала «Элементарно» и ряда других. Фактически малоизвестен широкому кругу читателей и можно сказать является «рабочей лошадкой» – то есть писателем не первого дивизиона и относительно дешевого в услугах – который как раз подходит к написанию фанфиков по известным кино вселенным, которые в свою очередь потом можно назвать каноном или, как в нашем случае – официальной новелизацией. Многие сразу всполошатся: что значит фанфик? Ведь перед нами официальный продукт от самой Нетфликс. Все просто, дело в том, что по содержанию – проработке историй и общему впечатлению, данные произведения никак кроме как фанфиком не назовешь. Хорошим, относительно вменяемым, но - фанфиком; плохо это или хорошо – судить, на самом деле, читателю самостоятельно – да и жанр в конце концов – роман по мотивам сериала – как бы не претендует на недостижимые высоты оригинальности.

алее: что касается литературной ценности – это сразу: «В топку!». Книга написана легко, если не сказать – примитивно. Объективно, с подобной «работой» справился бы любой писатель, даже с небольшим профессиональным опытом; прибавьте к этому советы и указания представителей франшизы – и вуаля – адекватный текст «нарисуется» сам собой. Книга, конечно, не кажется сгенерированным выбросом андройдной машинописи – но и звезд с неба не хватает… мягко говоря. Но при этом, читается просто – и не вызывает ощущения, что сидишь и перевариваешь какой то литературный трэш: да – стерильно, да предсказуемо, но вполне интересно и местами атмосферно. Плюс к этому – достаточно вменяемый экшен последней трети книги, не дает оторваться или забросить это мракобесие. Лишний раз скажу – книга подходит скорее для поклонников и фанатов сериала. Обычному любителю детективов или литературного экшена лучше, наверное, стоит пройти мимо. 

  Из плюсов, еще раз можно отметить атмосферу. Либо сам автор понял в чем смысл и особенность странных дел как явления, либо ему умело подсказали коллеги по Netflix – но ощущение эпохи передано очень неплохо и местами даже убедительно. События, фильмы, названия музыкальных альбомов, личности и т.д. – все это формирует ощущение хоть и относительной, но все же реальности происходящего. Соглашусь, иногда это происходит чересчур вычурно, или как говорят - прямо в лоб, то есть возникает ощущение, что автор взял самые яркие события за 1977 год, перетасовал и последовательно расписал их в форме книги – но опять же, читается все это достаточно органично – как минимум потому, что это информация о жизни города – который ты не знаешь или знаешь только по открыткам – предстает в несколько ином, более или менее интересном формате.  

  Из объективных разочарований стоит отметить, что мистики как таковой в книге нет – и это действительно странно. Просто – когда главного героя пытаются предупредить о возможном пришествии, ну не знаю, сил зла из другого измерения – он это воспринимает как – «Ну нет!» – «Ничего такого быть не может! – здесь явно какой-то заговор террористов!» – и все. В смысле! – это точно книга по вселенной странных дел? – как вы можете скармливать нам чистой воды боевик, в котором нет даже – ну не знаю – хотя бы малюсенького Демогоргона, ну или чего-то подобного. Соглашусь, в сюжете вскользь упоминаются правительственные программы по промыванию мозгов солдатам, чтобы сделать из них супер бойцов – но и все равно, в итоге это списывается скорее на психологию и ловкую психотерапию, нежели, например, на какие-то телепатические способности. При этом даже если по тексту, на какие-то тайны и намекают – то происходит это как-то сумбурно – словно при создании сюжета, кто-то очень боялся провести хоть малейшие параллели с событиями основного сюжета, что бы потом не дай Бог не пришлось все это переносить в сериал. Ну вы поняли суть. А развязка так и вообще разочаровывает – учитывая возможные спойлеры – рассказывать ее я естественно не буду – ибо что может быть хуже чем раскрыть концовку книги, но тем не менее – при прочтении финальных глав есть ощущения, что ряд происходящих там событий, можно было бы привязать к дальнейшей судьбе, например, самого Хоппера.. ну не знаю, хотя бы там финальная, какая ни будь месть злодея выстрелила бы чеховским ружьем, ну или придумали бы сцену после титров, где происходит что то необычное… – думаю это было бы уместно – но! – ничего подобного нет – история 1977 года закончилась – рассказ Хоппера в 1984 году – закончился – всЁ…. все пошли спать. 

 И под конец: не могу не отметить странное решение относительно спойлеров ну или принципа формирования интриги. Суть в чем: в голове каждого начавшего читать книгу, возникает вопрос – зачем читать, если мы знаем – что после этих, якобы, событий 1977 года, не зависимо от того, что там произойдет – Хоппер останется жив (как бы он тогда куролесил в 80х). Значит должно случиться, что-то иное, интересное, что перевернёт сюжет с ног на голову, правильно? Нет! По какой то, не совсем очевидной причине, Джим несколько раз в течение рассказа говорит Одиннадцатой, что мол, так и так – но я то жив – напарник его по сюжету - тоже жива, короче не парься Одди – все будет в итоге ОК, что как бы несколько странно. Нет, я согласен, что держать подобную интригу до конца было бы тупо – поскольку и так ясно что с Хоппером все норм., но относительно его напарницы могли бы потянуть и «посгущать» краски до последнего… Понятно что Хоппер ведет диалог и рассказывает сложную взрослую историю совсем юной Одди – которая, не смотря ни на что, ребенок – но … читатель то не ребенок – на обложке не написано что данное произведение является образцом подростковой литературы, так что зачем так все упрощать в итоге не совсем понятно.  

Подводя итоги, повторю ранее сказанное – книга вполне хорошо читается, не перегружена контекстом – и почти идеально подходит для поклонников «Странных дел», которые коротают вечера в ожидании четвертого сезона. Для всех остальных, пожалуй, рекомендовать не буду