Найти в Дзене
Дмитрий Овес

Нет сдачи, идите меняйте!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Стандартная ситуация, в которой, как я полагаю, был каждый - приходишь куда-то за товаром, пытаешься расплатиться наличными и тут выясняется, что у продавца нет сдачи...

С юридической точки зрения все однозначно: продавец обязан иметь разменные денежные средства и выдать Вам сдачу. Где и как продавец будет искать эти разменные денежные средства, в том случае если их у него не оказалось на момент продажи - это проблема продавца, а не покупателя. Отказ продать Вам товар по причине отсутствия у продавца сдачи - нарушение закона о защите правах потребителей, за которое для продавца предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Но если б у нас всегда (ну или хотя бы в большинстве случае) все было по закону - мы б наверно немного в другой стране жили... А пока же на первый план у нас почему-то выходят не правовые факторы, поэтому зачастую от юридически правой стороны сторона провинившаяся ожидает (а порой даже и требует...) так называемого человеческого понимания.

И, если рассмотреть вышеописанную ситуацию с точки зрения общечеловеческих отношений, первое и порой единственное, что приходит на ум рядовому обывателю - "понять и простить" продавца и идти самостоятельно разменивать деньги (ну или вообще отказаться от покупки). Но на мой взгляд здесь далеко не все так однозначно...

Во-первых я сам отношусь к ответственным людям, которые чтут законы, поэтому если я какими-то своими действиями нарушил какой-то закон - я не жду милостей от противоположной стороны и готов понести заслуженное наказание (либо оказать максимальное содействие потерпевшей стороне для разрешения сложившейся ситуации альтернативными путями). При этом у меня не будет никаких претензий к человеку, если этот человек откажется от альтернативах путей решения вопроса и непосредственно повлияет на то, что бы я понес заслуженное наказание за свои проступок. Скорее у меня будут претензии к себе, своей компаний и иным обстоятельства, в результате которых закон был нарушен - для того, чтобы сделать правильные выводы из ситуации и не допускать аналогичных нарушений в будущем. Безусловно, если потерпевшая сторона будет ко мне благосклонна и ситуация может разрешиться каким-то менее критичным для меня способом - я, конечно, буду "ЗА" и буду благодарен второй стороне за более простой для меня сценарий. Но при этом я всегда понимаю - этот более простой для меня сценарий есть право потерпевшей стороны, но никак не ее обязанность!

Это первый момент.

Второй момент - я категорически не понимаю и не принимаю людей, которым в принципе плевать на законы и которые почему-то считают, что им по жизни все должны. Ведь несмотря на кажущуюся шаблонность подобных ситуации в них есть огромное количество нюансов, от которых зависит насколько вообще адекватно ожидать "реверансов" от потерпевшей стороны в том или ином случае.

Предлагаю рассмотреть конкретные примеры, чтобы понять, что я имею ввиду.

Ситуация №1: Вы зашли на колхозный рынок в 08-30, чтобы купить килограмм помидор за 140 руб., начали расплачиваться купюрой в 5000 руб., продавец сказал, что не сможет выдать Вам сдачу. На предложение Продавцу разрешить вопрос самостоятельно, поскольку это есть его обязанность, Продавец отреагировал следующим образом: "Вах, дарагой, извиняй, сдачи нэту савсем, тока-тока рабочий ден начался, я исче даже нэ весь тавар разлажил! Вон там, мэтрах в трехстах, магазинчик ест кругласутачный - вайди в палажениэ, схади-поминяй пожалуста сам, а с миня ват эти пару пэрсикав тибэ на пробу бисплатна будет!" (и все это с улыбкой и в доброжелательном тоне)

Ситуация №2: Вы пришли в крупную аптеку в 15-00 за онлайн-заказом (лекарства) на сумму 2000 руб., начали расплачиваться купюрой в 5000 руб., продавец сказал, что не сможет сдать Вам сдачу. На предложение Продавцу разрешить вопрос самостоятельно, поскольку это есть его обязанность, Продавец отреагировал следующим образом: "Сдачи нет, где ее взять я не знаю, мне ее точно взять неоткуда, поэтому идите и ищите сами" (и все это с таким видом как будто перед ней не покупатель, а забулдыга, "стреляющий" мелочь на опохмел).

Оба случая имели место быть в моей жизни и, как Вы уже наверное догадались, с моей точки зрения между данными ситуациями - просто пропасть в плане возможности применения так называемого человеческого отношения к продавцу. И поступил я в этих ситуациях соответственно абсолютно по-разному.

Итог первой ситуации - сходил-разменял, купил, теперь при прочих равных стараюсь покупать фрукты-овощи в этом ларьке. И все на позитиве, и всем "профит".

Итог второй ситуации - отказался от покупки, запись в книгу жалоб, онлайн жалоба в Роспортебнадзор (судя по всему - с последующим предписанием и штрафом для организации и продавца, поскольку у него теперь ко мне личная неприязнь). Я теперь там больше ничего не покупаю, хотя аптека расположена рядом с моим домом (все на негативе, всем "убыток").

Подводя итог я призываю всех дифференцированно относится к подобным ситуациям: где-то действительно нужно войти в положение человека, а где-то порой нужно приложить максимум усилий, чтобы устроить юридическую "порку" особо наглым личностям. Чем больше людей будут руководствоваться данным принципом, тем быстрее наш повседневная жизнь начнет меняться к лучшему!

Всем добра!