Японская скульптура развивалась, как и многие другие направления культуры этой страны, под мощным воздействием Китая. Однако, в течение нескольких веков, японские мастера сумели создать свой неповторимый стиль, ничем не напоминающий первоначальные образцы.
Буддийская скульптура раннего средневековья.
Скульптуры Японии периода раннего средневековья были тесно связаны с буддизмом, проникшим из Китая. В это время появляются многочисленные изваяния Будды и божеств буддийского пантеона, которые являлись, как правило, частью храмовых или монастырских комплексов, а их создание подчинялось строгим правилам – канонам.
Выдающимся сооружением раннего средневековья является храмовый ансамбль монастыря Тода́йдзи (VIII в.). Его название переводится как «Великий восточный храм». Главной достопримечательностью этого комплекса является Зал Великого Будды (Дайбуцудэн) - самое большое деревянное здание в мире.
В нём хранится сокровище средневекового искусства Японии – статуя Будды Вайроча́ны (Дайбуцу). Эта скульптура – одна из главных достопримечательностей Страны восходящего солнца. Дайбу́цу – самое большое бронзовое изваяние, находящееся в Японии. Интересно, что сооружение самого павильона, где находится Будда, началось только тогда, когда сама статуя была уже готова.
Создателем этого уникального творения считается мастер корейского происхождения Кимима́ро. Он разработал сложную технологию изготовления данного грандиозного памятника. Однако, прежде чем желаемый результат был достигнут, семь раз его опыты по отливке скульптуры Дайбуцу заканчивались неудачей.
Подсчитано, что для создания огромной статуи понадобилось 437 т. бронзы, 150 кг золота, 7 т. воска, и другие материалы. (Согласно легенде, на его отливку были израсходованы все резервы бронзы в стране).
Размер всего изваяния вместе с пьедесталом составляет 22 метра. Высота фигуры самого Будды - 16 метров, только его лик достигает 5 метров в высоту. Будда восседает, подобрав под себя ноги, в сердцевине колоссального (диаметр этого престола превышает 20 метров) цветка лотоса с 56 лепестками, который олицетворяет необходимую для нирваны духовную чистоту. В жесте благословления выдвинута вперед правая рука божества. Волосы Будды синего цвета символизируют его нахождение в заоблачной небесной стране. Причёска Дайбуцу состоит из 966 завитушек.
Весь престол-лотос покрыт множеством изображений культового и сказочного характера и тысячами иероглифов. За головой огромной скульптуры, в качестве ореола, размещён круглый диск, покрытый позолотой, на котором, по периметру, расположено еще 16 изображений Будды, каждое величиной в человеческий рост. В целом скульптура Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой "благословение, всесилие и всезнание".
И сама скульптура Дайбуцу, и Павильон, где она находится, не один раз страдали от землетрясений и пожаров, но каждый раз их бережно восстанавливали, благодаря чему гости Японии и сегодня могут полюбоваться этим шедевром.
Скульптура периода зрелого средневековья.
С течением времени образы буддийской скульптуры начали изменяться. Японские мастера чаще изображают многоруких и многоголовых божеств, а также духов-охранителей, с устрашающим выражением лица, экспрессивными и выразительными жестами. Таковы огромные (восьмиметровые) статуи, изготовленные мастерами Ункэем и Кайкэем в начале XIII века для Великих Южных ворот ансамбля Тодайзи.
В период установления сёгуната на смену образам божеств, демонов и духов приходит скульптурный портрет. Появляются портреты представителей высокопоставленной военной знати (например, портреты сёгуна Минамо́то Ёрито́мо), в которых важно не психологическое состояние героя, а показ его социального положения и обязательных для самурая качеств – мужества, решительности, спокойствия.
Большой интерес представляют портреты буддийских монахов. Они наделены индивидуальными чертами, каждое лицо обладает своеобразием.
Последователей буддизма изображали чаще всего в молитвенной (или медитативной) позе и помещали в храме, лицом к статуе Будды. Такие скульптуры, как правило, раскрашивали и даже одевали их в настоящие одежды.
Нэцкэ.
В период позднего средневековья появляется особый вид скульптуры, ставший своеобразным символом японского искусства – нэ́цкэ («нэ» – «корень» и «цукэ» – «прикреплять»).
Это - миниатюрные изделия (от 2-х до 10-ти см. в высоту), выполняющие функцию брелока, получившие широкое распространение в XVIII – первой половине XIX века. Своим появлением они обязаны традиционной японской одежде – кимоно, которая не имеет карманов. Поэтому мелкие предметы, необходимые в повседневной жизни (трубка, кошелек, коробочка для лекарств или косметики и т.п.) носили за поясом, а в качестве противовеса использовали эти миниатюрные изделия.
Такие же миниатюрные скульптурки без отверстий для шнурка и, следовательно, без такого же утилитарного применения называют окимоно.
Нэцкэ обычно изготавливали из дерева, кости или камня. Обязательным условием при его изготовлении было создание округлой, гладкой формы, без острых или выступающих деталей, удобно размещающейся в руке. На задней части скульптурки непременно делали отверстие для шнурка (химотоси), связывающего нэцкэ с предметом, для которого она предназначалась.
Тематика образов нэцкэ отражала вкусы городского населения и была весьма демократичной.
Часто в них воспроизводились образы животных, насекомых или растений.
Большой любовью пользовались изображения так называемых «семи божеств счастья» (особенно популярны были божества счастья – Дайко́ку, богатства и веселья – Хоте́я и долголетия - Фукуро́ку).
Нэцкэ могли рассматриваться как благопожелания – треснувший баклажан с семенами внутри – был символом большого потомства, две уточки – обозначали семейное счастье и т.д.
Нередко здесь можно увидеть изображения исторических или литературных персонажей, а также героев народных сказок и легенд (например, оборотней и духов).
Кроме того, нэцкэ часто посвящались темам повседневных занятий японских горожан и их типажам - это бродячие актёры, странствующие монахи, ремесленники, женщины за рукодельем и др.
Характерными особенностями этого вида скульптуры являются тщательная проработка всех, даже мельчайших, деталей (не смотря на малые размеры), а также наличие свободы выражения эмоций, присутствие юмора, реализм и занимательность сюжетов.
Назовём имена нескольких известных мастеров – изготовителей нэцкэ (нэцукэси): Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо и др.
На сегодняшний день художественная ценность нэцкэ не вызывает сомнения у искусствоведов и исследователей японской культуры и искусства, поэтому эти миниатюрные скульптурки являются украшением многих авторитетных государственных музейных и частных собраний.
О нэцкэ, вы можете посмотреть ещё и этот короткий фильм на моем youtube-канале:
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:
Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.