Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Актёры советских фильмов, не дожившие до 50 (часть 2)

Оглавление

Год назад я писала про советских актёров, которые оставили этот мир очень рано. К сожалению, не всем судьба отводит долгий срок, хотя многие успевают даже за два-три десятка лет сделать куда больше, чем другие за всю жизнь. В прошлый раз в комментариях писали, что я не упомянула звёзд, например. Андрея Миронова или Владимира Высоцкого. Но этих людей (бесспорно, более чем достойных) и так вспоминают часто, посвящают им гигантские статьи и телепередачи. Я же снова хочу поговорить про тех, кто создал в нашем кино образы неповторимые и запавшие в память и кого сейчас стали забывать.

Александр Кайдановский (1946-1995)

Александр дебютировал в кино в 1967 году, когда снялся в советском фантастическом фильме «Таинственная стена».

Это довольно любопытное совпадение, ведь самую большую славу актёру принесёт другая фантастическая картина - «Сталкер» режиссёра Андрея Тарковского (1979).

Между этими лентами будет более тридцати работ, от классики до приключений и даже советского вестерна «Пропавшая экспедиция», но и по сей день при упоминании Александра Кайдановского у большинства в памяти всплывает образ Сталкера.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

В середине восьмидесятых Кайдановский почувствовал, что ему тесно в рамках актёрства и начал пробовать себя в режиссуре. Он отучился у Сергея Соловьёва на режиссёрских курсах, снял несколько студенческих лент, а потом перешёл к полному метру, и тут самой заметной работой стала драма «Жена керосинщика» (1988).

Актёр мечтал поставить фильм про Ивана Грозного и даже сам написал сценарий,

но этим планам, как и многим другим, сбыться было не суждено: в 49 лет у Александра случился инфаркт, уже третий, и после него он уже не оправился.

Талгат Нигматулин (1949-985)

Как забыть садиста Салеха из «Пиратов ХХ века», который с явным наслаждением хлестал плёткой женщину? Талгат Нигматулин идеально вжился в образ отчаянного боевика, отлично подготовленного, умелого, не знащего жалости. Между тем, все, кто его знал, говорят, что

в жизни он был полной противоположностью Салеху: романтичным, робким интеллектуалом.

Единственно, что роднило его с пиратом, - идеальное владение телом. Талгат был одним из немногих, кто ещё в семидесятые начал практиковать боевые искусства, в ту пору запрещённые.

Кадр из фильма «Пираты ХХ века»
Кадр из фильма «Пираты ХХ века»

На счету Нигматулин несколько десятков ролей. И хотя многие картины вышли на периферийных киностудиях, они дошли до массовой публики и запомнились. Конечно, главная роль Талгата - тот самый Салех, но

боевые навыки, показанные в кино, актёр не стал применять, когда его насмерть забивали сектанты.

Ему было всего 35 лет.

Александр Соловьёв (1952-2000)

Думаю, многие согласятся с тем, что в приключенческом фильме «Зелёный фургон» (1983) хулиганистый Красавчик в исполнении Александра если и не затмил молодого следователя Володю Патрикеева, сыгранного Дмитрием Харатьяном, то уже точно был вровень с ним.

Образ дерзкого и даже нахального, но при этом отнюдь не злобного парня надолго приклеился к актёру после этой картины.

Впрочем, Александр действительно был похож на своего героя: говорили, что он бунтарь, не склонный подчинятся, и человек, не терпящий несправедливости.

Кадр из фильма «Зелёный фургон»
Кадр из фильма «Зелёный фургон»

Как и многие коллеги, Соловьёв, наделённый огромным талантом,

в какой-то момент захотел выйти из рамок и сам начал ставить фильмы.

Его первой и единственной работой стала трагикомедия «По Таганке ходят танки». Сложно сказать, что это было, уникальный дар предвидения или банальное совпадение, но вскоре после выхода фильма по Москве действительно поехали танки: начался путч 1991 года. После ещё несколько лет Соловьёв работал как актёр, а в 2000 году 47-летний артист ушёл из жизни. Как это случилось, теперь уже не узнает никто.

Анатолий Солоницын (1934-1982)

Принято считать, что для кино Анатолия Солоницына открыл Андрей Тарковский. На самом же деле это сделал Глеб Панфилов, который и обнаружил в провинциальном театре 31-летнего актёра с феноменально проникновенным взглядом. Панфилов снял его в 1966 году в одной из первых работ, о которой сегодня мало кто помнит. Зато уже через три года вышла историческая драма «Андрей Рублёв», где Солоницын сыграл иконописца Рублёва, и с того момента началась его слава. не только всесоюзная, но и мировая.

«Андрей Рублёв» вообще стал определяющим в жизни Анатолия:

знакомство с Тарковским переросло в прочные дружеские отношения, и в следующие фильмы режиссёр всегда приглашал Солоницына.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Одной из последних работ Анатолия стала мелодрама «Мужики!», и это был своего род эксперимент. Прежде актёр играл мужчин брутальных, образованных, интеллигентных, умных,

здесь же он предстал в небольшом эпизоде в роли опустившегося пьянчужки, жалкого и отталкивающего. Многие зрители даже не узнали в герое Анатолия Солоницына:

настолько новый образ оказался отличным от прежних.

Жизнь Анатолия Солоницына унесла болезнь, о которой он сам долго не подозревал. Он не дожил до 48-го дня рождения пары месяцев.

Геннадий Фролов (1961-1990)

За девять лет кинематографической карьеры Геннадий снялся в 18 картинах, причём дебютировал сразу у Сергея Герасимова, своего мастера во ВГИКе, в исторической эпопее «Юность Петра» (1980).

Обаятельный юноша сразу приглянулся и режиссёрам-сказочникам: ему доверяли играть вальяжных царевичей,

а одной из самых заметных ролей стал Иван в сказке «После дождичка в четверг» (1985). В 1987 году вышла лента, которая добавила Геннадию популярности и сделала любимцем зрителей, хотя его герой был неоднозначным: в фильме «Завтра была война» он стал малодушным приятелем Искры Поляковой Сашей Стамескиным, подстроившимся под обстотельства.

Кадр из фильма «Завтра была война»
Кадр из фильма «Завтра была война»

Геннадия Фролова очень любили коллеги:

он слыл человеком общительным, добрым, отзывчивым и добродушным.

Его не стало из-за нелепой случайности: Геннадий не сумел настоять, чтобы ему оказали медицинскую помощь, когда он в ней очень нуждался. Итогом равнодушия медиков-формалистов стала скоротечная смерть в возрасте 28 лет.

А какие роли этих актёров помните вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-6