Найти тему
СОВЕТНИК

Какие компетенции нужны руководителю для эффективного управления?

Оглавление

Качественной литературы по компетенциям руководителя для эффективного управления крайне мало. В теориях личностного роста основной акцент делают на soft skill сотрудников. К ним относят такие категории как надежность, порядочность, компетентность, обязательность, постоянство и другие. Красиво, конечно, звучит, только похожи эти теории на проповеди батюшки в монастыре.

Когда читаешь подобные теории, то понимаешь - к реальному бизнесу это все не имеет отношения. И «эксперты», которые распространяет подобные теории, теоретики либо никогда не имели качественного опыта карьерного роста и опыта управления системном бизнесом.

Компетенция — это личная и индивидуальная способность решать круг профессиональных задач. Если говорить о категории руководителя как категории специалиста, то все руководители обязаны обладать одним набором компетенций для эффективного управления. Гендерная принадлежность, стиль управления, способы руководства будут индивидуальные, но набор компетенций будет одинаков.

Мое наблюдение скорее интересно владельцу бизнеса и руководителям, которым интересно свое развитие и эффективность. Я поделюсь личным опытом с Вами и своими исследованиями в области эффективного руководства.

И постараюсь ответить в этой статье на вопросы:

«Почему одни руководители эффективны, а другие нет? Какими компетенциями на самом деле нужно обладать, чтобы быть успешным руководителем и достигать своих целей?»

Содержание:

Тайное влечение успешных Big Boss

Что скрывается за теорией о лидерстве?

Один простой способ увеличить доход и выручку

Связи решают все, и не только в бизнесе

«Кто на песчаный карьер?» - «Я!»

«Анархия - мать порядка?»

Точка G успешных руководителей

"ЖАЖДА ВЛАСТИ -ГЛАВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БОССА"

Ни один успешный руководитель не признается Вам в этом.  А будет рассказывать о большом опыте и трудном пути к успеху. Я, пожалуй, не буду долго вас томить.  И расскажу о самом неосознаваемом и бессознательном стремлении у каждого руководителя — это стремление к власти.

Другими словами, если бы не было интереса к власти над другими— быть тебе рядовым сотрудником.

И хорош тот руководитель, который понимает свой интерес и умеет им управлять. Бывают такие случае, что однажды ты был руководителем, а потом вдруг пошел в другую компанию на ступень ниже и оказался счастливым в числе рядовых сотрудников.

И этому есть объяснение, власть тебя не настолько интересует в сфере карьеры или бизнеса, чтобы ты боролся за нее и продвигался по карьерной лестнице вверх. К власти стремятся люди с явными признаками доминанта. Кстати, гендерная принадлежность не имеет здесь значения.

Стремление к власти может проявляться в движении по карьерной лестнице или желании больше зарабатывать каждый раз.  Это зависит от того, с чем власть ассоциируется у конкретного руководителя.

Бывает, что руководитель зарабатывает немного, но руководит довольно большим количеством людей. Свою власть можно выражать и в таком формате.

"Я ГЛАВНЫЙ И САМЫЙ СИЛЬНЫЙ СРЕДИ ВАС - ВТОРАЯ ПО ВАЖНОСТИ КОМПЕТЕНЦИЯ"

Доминирование вряд ли когда-нибудь признают профессиональной компетенцией. Скорее обернут в красивую упаковку «лидерства» и будут путать вас выдуманными концепциями. В основе власти лежит желание доминировать и агрессивная позиция. Желание побеждать, завоевывать, конкурировать и выигрывать — все эти потребности присуще руководителю.

Кстати, не думайте, что агрессия выглядит как что-то громкое или демонстративное. Агрессия может быть очень даже «миролюбивой» (навязчивой) и «интеллигентной» (тихой).

Здесь вопрос результата — если требования и указания выполняются, какая разница какая агрессия, правда ведь? :-)

Поверьте, ни один сотрудник не мечтает о руководителе похожего на нежный одуванчик. Все сотрудники хотят видеть сильного, уверенного и волевого начальника, способного решать любые задачи. Все хотят подчиняться именно такому руководителю.

Моя клиентка, назовем ее Светлана, работала заместителем директора в одной крупной компании более 7 лет.  Коллектив ее отдела менялся редко, так как любили своего руководителя за профессионализм, жесткую позицию руководства и постоянство.

Менялись генеральные директора, другие заместители приходили и уходили в другие отдела, и только она бы на протяжении 7 лет постоянным руководителем и примером для всех сотрудников. И когда Светлана решила сменить работу и уйти в другую компанию, коллектив абсолютно бессознательно начал допускать огромное количество ошибок, опаздывать на работу, хотя до этого были образцовыми сотрудниками. Вовлекать своего руководителя в то, что он необходим здесь.

Мое мнение не является популярным среди либеральных руководителей. Так ведь либеральность редко приводит к результату. Кричать либеральные лозунги и быть либералом в управлении - это разные вещи. Поэтому я поделюсь важными выводами, которые сделала за годы своей работы:

Задача любого управления в том, чтобы твердо держать ход событий и подчинять их своей воле, удерживать за собой инициативу действий.Один раз пустишь ход действий на самотек, далее будет трудно подчинить своей воле. Отказ от управления ведет к потере инициативы.Основным актом управления является принятие решений. Коллектив развивается непрерывно, поэтому требует непрерывного управления.

КОНКУРЕНЦИЯ - ЭТО СПОСОБ ВЫЖИТЬ

Уделю немного внимания конкуренции. Есть распространенное мнение, что конкурировать плохо и неэтично. Особенно  в команде. В команде нужно дружить и любить друг друга, тогда будет все хорошо. Должна вас разочаровать. В команде конкуренция обязательна. Без нее она не существует, как и не существует хорошего руководителя.

За счет конкуренции достигаются большие результаты и двигаются быстро дела.

Даже если люди дружат друг с другом. Да, не удивляйтесь. Люди могут дружить в жизни, но, если они занимаются одним делом и на одной территории -они уже априори конкуренты. Почему конкуренция — это хорошо?

Есть два способа конкурировать.
Первый способ: я выиграю за счет тебя и твоего падения. И здесь один уничтожает другого, сплетничает, подставляет и другое.
Второй способ: это я выиграю независимо от твоих достижений.
Я буду лучшим благодаря своему усердию, таланту, работоспособности и другим факторам.

Кстати, если у вас один отдел продаж — сделайте второй. Вам не нужно на первых парах ничего делать специального, процесс конкуренции запустится автоматически.

У меня был личный очень успешный опыт в продажах, когда я дружила со своей коллегой. Мы продвигали один продукт, у каждой была своя команда и своя цель. И когда нам стало скучно достигать личные планы, мы по-дружески договорились работать на общим большой план продаж.

При этом он был намного выше, чем сумма наших планов продаж. Мы его реализовали, как и договорились, и это была безумно интересная игра. Конечно, личные результаты были у нас разные, так как мы совершенно разные.

ВСЕМ ЛЮДЯМ ДАН МОЗГ, НО НЕ У ВСЕХ ПОЛУЧАЕТСЯ ДУМАТЬ

-2

Посмотрите на этимологию слова «руководитель» - оно произошло от существительного рука и глагола водить, иногда так и говорят «руководить — это руками водить». Отсюда выходит еще одна компетенция руководителя — умение думать, анализировать, устанавливать связи между событиями, делами, людьми и распределять работу в рамках своей власти.

Если руководитель не имеет хороших когнитивных способностей, то он скорее хороший исполнитель, чем руководитель.

Когнитивный процесс – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразованием в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

С этим процессом связано умение выделять из большого количества информации главное и важное, от чего часто зависит скорость достижения целей и правильность принятия решений.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗНАКОМСТВ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Пятая компетенция руководителя — грамотная постановка задач. Руководитель обязан обладать коммуникативностью. Способность правильно передавать свои мысли, чувства, эмоции, знания так, чтобы они были восприняты другими людьми корректно и правильно.

Рядом с этой компетенцией связана и коммуникабельность — способность устанавливать контакты с разными людьми в разных обстоятельствах, умение быть интересным в общении.

Руководитель должен обладать хорошей эрудицией разных сферах жизни, чтобы поддерживать качественный и эмоциональный контакт со своими подчиненными.

Самая большая трагедия для компаний, когда коммуникативность руководителя ниже, чем коммуникативные способности сотрудников. В таких отделах всегда есть недоразумения, неразбериха и конфликты на почве неверно поставленных задач.

"НЕТ ВРЕМЕНИ ОБЪЯСНЯТЬ, ДЕЙСТВУЙ!"

Когнитивные способности тесно связаны с такой важной компетенцией руководителя как проактивность. Данная компетенция одна из важнейших компетенций для эффективного управления. Не путайте ее с позицией везде и всюду участвовать, то есть с гиперактивностью.

Это способность руководителя действовать сейчас по плану, либо в зависимости от потребностей, изменений и последствий в будущем для бизнеса и дела.

В начале моей карьеры был случай, когда я видела неспособность руководителей действовать здесь и сейчас в критический момент. Если у человека присутствует в характере сильная истеричность, то скорее всего в важные моменты он будет либо суетится и делать все подряд. Либо кричать на всех и давать неконструктивные указания, либо просто бездействовать.

Проактивная способность —это способность предпринимать взвешенные решения.

Даже если их нужно принимать быстро, давать четкие указания, даже если есть большие риски и есть сильное внешнее давление.

Если руководитель не обладает проактивной способностью, то задачи и цели в срок достигаться им не будут. Многие жалуются, что откладывают важные дела на потом, и сильно за это расплачиваются упущенной прибылью и доходами.

"АНАРХИЯ- МАТЬ ПОРЯДКА?"

У крепкого хозяина везде порядок. У профессионального руководителя все под контролем. Умение контролировать дела, ситуацию, результаты и работу сотрудников незаменимо в эффективном управлении.

Контроль — ему легче учатся люди, у которых уже в психической структуре есть такие тенденции. Спонтанные и импульсивные люди плохо контролируют и плохо учатся контролю.

Клиент рассказал случай, как проходил собеседование у одного руководителя на должность заместителя. Скажу сразу, клиент типичный представитель руководителя. Так вот, впечатление о будущем потенциальном руководителе было следующее:

«Прихожу я в переговорную. Вижу как-то все заставлено какими-то икебанами. На столе куча каких-то папок, тут же стоят стаканы для воды и пластиковые бутылки. Сажусь за стол. Чувствую под моим каблуком скрепит песок. Смотрю - грязь. Тряпки уборщицы не было давно. Пришла руководитель. Пока она со мной разговаривала, она успевала кому-то помахать рукой, открыть парковку гостям и позаботиться о пропусках для автомобилей клиентов. Хотя для этого есть специально обученные люди и у меня это делают администраторы на ресепшене. В итоге, я сделала вывод. Плохая хозяйка - слабый руководитель. Мне не подходит».

Вот такое собеседование прошла моя клиентка. Если вы демонстрируете свою хаотичность, вряд ли с вами будут работать профессионалы. Они будут искать таких как они сами, чтобы получать новый опыт профессионального роста.

Хаос — типичная история дилетантства и неуверенных в себе людей. Вообще хаос — это интересное явление как в бизнесе, так и в характере человека.

В хаосе сложно что-то контролировать, невозможно найти концов и получить хороший результат. А главное не найти ответственных и «виновных». Я предпочитаю таким кандидатам отказывать, их видно по резюме и по тому как они себя презентуют.

Отчетность — очень дискомфортная история для сотрудников и некоторых руководителей, но необходимая мера для эффективного управления командами.

Отчетность —это бесплатный помощник руководителя.

Внедряйте удобную для себя и приучайте своих сотрудников сдавать ее Вам вовремя. Так вы сможете научиться контролировать и оттачивать этот непростой навык.

ТОЧКА G УСПЕШНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Достижение результата в любых обстоятельствах — это очень важный навык для любого руководителя компании. При этом достижение результата доступно не многим. Так как в основе данного процесса лежит глубинная мотивация психики получить удовлетворение от своих действий.

Планировать умеют многие, иногда планирование заменяют фантазии о лучших временах. Если с вами такое бывает, то вы уже умеете планировать. Кто любит реализовывать свои планы, те записывают их, проставляют сроки выполнения задач и действуют.

И действовать для многих также не проблема. А вот получать результат — это самое большое искусство доступное не всем.

Желание получить результат от своих собственных действий — это доказать всем, что ты конкурентоспособен и можешь рассчитывать на большее. Чем выше вы занимаете должность, тем агрессивнее среда и выше конкуренция.

Это закономерность, которую нельзя изменить. Она существует независимо от ваших визуализации и позитивного настроя на жизнь.

От умения получать результат зависит успех бизнеса и любого дела. Более того, руководитель мыслит в рамках этой категории и учит этому своих сотрудников.

Результат —это бог и повелитель профессионального управленца.

С этой компетенцией связана и грамотная постановка задач, и умение выделять важное в достижении целей бизнеса.

Надеюсь я помогла Вам разобраться в том, какими компетенциями должен обладать руководитель для эффективного управления. Если вы хотите менять свои компетенции и улучшать свое управление, то приходите на индивидуальную консультацию.

Желаю Вам успехов! Наращивайте свои компетенции руководителя, они имеют свойство быть не постоянными.