Сегодня происходят интересные процессы в коллективах, которые получили опыт работать дистанционно. И до сих пор идут споры о плюсах и минусах дистанционной работы. Чем чреват такой формат работы для компании и сотрудников?
На днях мне позвонил HR-директор с интересным запросом на онлайн-тренинг: «Нам нужен тренинг, чтобы вывести людей из панического состояния и вернуть на работу в офис. Они хотят работать дома». Время идёт, карантин длится, работник привыкает и расслабляется.
Многие бизнесмены заняты финансовыми проблемами и перестройкой бизнес-процессов, и упустили из виду человеческий фактор. Для российского предпринимателя является нормой уделять внимание финансам, налогам, структуре, и не замечать людей и характер своей команды.
Не обращать внимание на выбор людей, который делается при подписании трудовых договоров. А между тем, эффективность дистанционной работы во время самоизоляции не снизилась в компаниях, которые тщательно выбирает сотрудников и вкладывают в их профессиональное и личностное обучение.
Организация дистанционной работы ничем не отличается от работы в офисе с точки зрения организации, но сильно отличается эффективностью и взаимодействием с сотрудниками.
Содержание:
Плюсы удаленной работы для работников
Домашняя реальность: примеры из практики.
Плюсы удаленной работы для компании
Отдел продаж на дому, разрушая иллюзии
Сегодня актуален вопрос дистанционной работы не только для руководителей компаний, но и для сотрудников.
ПЛЮСЫ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
Экономия времени и денег на проезд к месту работы
График работы
Работа в собственном ритме (никто не дергает лишний раз и не подгоняет)Работать в удобном месте: дом, дача, кафе
Удобная и комфортная одежда
Когда работник приходит в офис на рабочее место, он каждый день испытывает напряжение. Напряжение вызывает:
ежедневный набор обязательств, подотчетность руководителю отчетность по своей работе
страх облажаться при выполнении своей работы
конкуренция с коллегами, а она существуют в любом коллективе
большое количество контактов с коллегами или клиентами и многое другое…
На работе существует рамки делового общения, которые влияет на поведение сотрудника.
В офисе сотрудник погружается в рабочий порядок компании, в правила компании и вынужден выполнять обязательства должностной инструкции. Я всегда руководителям компании рекомендую каждое утро, где бы они не находились, делать три простых настройки коллектива:
10 минутное собрание с сотрудниками
обозначать цель ,которая сегодня стоит
распределять задачи между сотрудниками
Делают это единицы, так как это большой труд – управление коллективом.
Домашняя обстановка лишена этих прелестей. И скорее обеспечивает комфортное пребывание и неторопливое выполнение обязательств. В случае агрессии на работодателя или клиента, работник может насладиться своим гневом и недовольством в полной мере, обсудить это с другом или коллегой без учета времени. Работник скрыт от всевидящего ока руководителя и других коллег.
Существует только дистанция между работником и работодателем. Домашняя обстановка сильно отличается от рабочей своей неформальностью: офисный стул и домашняя мебель имеют разные назначения и конфигурации, домашняя одежда и для офиса сильно отличаются. Более того, дома работник остается со своими домашними проблема, заботами.
ДОМАШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
У меня огромное количество примеров из рассказов клиентов с дистанционной работы:
- «Поругалась с утра с мужем, он ушел на работу, а она сосредоточится не может – обстановка напоминает обо всем. Я хожу и злюсь целый день, не могу успокоиться». Кстати, муж ушел на работу – это самый лучший вариант, он может быть и дома. День будет на 100% не эффективным для работника.- «Дети в доме до 5-ти лет хотят быть с мамой большую часть времени. А еще мне нужно их покормить, спать уложить, погулять и другое…». И если сотрудник у вас работает дома, то будьте готовы оплачивать «детское» время. В одной компании моего клиента менеджер по продажам с детьми работал эффективнее в офисе, а на дистанционной работе конверсия сильно была снизилась.
Дома можно делать перерывы, когда удобно, а на работе время перерывов строго регламентированы. Дома все создано для отдыха. В офисном пространстве многие вещи держат в рамках и направлены на достижение определенной цели предприятия, работник под контролем и наблюдением руководителя. А дома действует принцип «мой дом -моя крепость» и главный в ней хозяин дома.
Некоторые сотрудники отмечают у себя повышение производительности на дистанционной работе: «Меня никто не отвлекает лишними вопросами и не дергает по всяким мелочам». Да, на первых порах это будет иметь место. Тревога от непривычной ситуации слишком сильна и нужно направить ее на то, что знакомо, заниматься делами.
Потом не нужно забывать, что на самоизоляции угроза увольнения сильно давит на сотрудника, поскольку он лишен контроля за отношениями со своим руководителем и коллегами. Если «никто не дергает», тогда у меня вопрос: «Как решают вопрос и решается ли? Накапливаются ли вопросы или самостоятельно решают без вашего участия?».
ПЛЮСЫ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КОМПАНИИ
Не тратятся деньги на аренду офиса, многие отмечают снижением затрат на 30 процентов.
Возможность нанимать из других городов
Некоторые клиенты отмечают повышение производительности, задачи быстрее выполняют
Трудовое законодательство хорошо регламентирует работу в офисе и как организовать рабочее место сотруднику прописано довольно прозрачно. Если с работником компанию связывает трудовой договор, а работа проходит в дистанционном формате, то со временем работник на трудовом договоре будет привыкать к тому, что работу можно делать в своём ритме.
Это всего лишь вопрос времени. Чтобы эффективно выполнять задачи и достигать результатов без внешнего давления офисного формата, у работника должен быть высокий уровень мотивации и самоконтроля. А это сложно, когда работник на гарантированном окладе и на трудовом договоре. Есть результат, нет результата - оклад выплатят.
Более того, у работника должна быть определенная структура психического аппарата, чтобы уметь оказывать на себя достаточное давление, чтобы самостоятельно достигать результата. Опыт работы с компаниями и людьми доказывают, что 97% - это сотрудники, которые не могут работать без внешнего контроля, требования и рамок.
Отказ от работы в коллективе будет иметь последствия на эффективность и скорость развития компании.
Феномен коллективного труда никто не отменял.
Работает он просто: совместная трудовая деятельность задаёт темп развитию профессиональных навыков, обмен опытом и приобретение новых знаний сотрудниками.
И чем больше людей находится в ежедневной коммуникации друг с другом, тем выше уровень обмена. Ежедневное общение в офисе поддерживает ответственность за общую цель в работе. Согласитесь, что сложно одновременно всем вместе болеть за общее дело ста двадцати сотрудникам восемь часов подряд, находясь на разных концах города или на дачном участке.
Каждый день в офисе команда запускает коллективную динамику, ускоряют запуск всех производственных процессов, отрывает каждого от домашних забот и проблем утренние рабочие собрания.
Поведение и коммуникация сотрудников сильно отличается в офисе от поведения дома. Я видела руководителя, который дома закрывал двери, чтобы пообщаться по деловым вопросам.
Дома с семьей - это совершенно другой человек, и родным не обязательно знать управленческие навыки главы семьи. Профессиональная коммуникация отличается от коммуникации с близкими людьми своей сухостью в эмоциональном плане и информативностью. В деловой среде у каждого сотрудника есть свой имидж и стиль, который он поддерживает и презентует каждый день внешнему миру.
ОТДЕЛ ПРОДАЖ НА ДОМУ, РАЗРУШАЯ ИЛЛЮЗИИ
Менеджеры по продажам хуже продают в присутствии близких людей (мужа, жены, детей или родителей), они стесняются применять дома навыки продаж и коммуникации, которые ведут к продаже. Если рядом находится ребенок или супруг, руководителю сложнее вести диалог в требовательном и жестком формате. Стиль общения с домашними и близкими людьми интимный, а не деловой.
Социальная функция коллективной деятельности включает в себя и понятие конкуренции. Именно желание быть лучшим, первым или замеченным является сильным мотивом для достижения результата и профессиональных целей. Конкуренция на дистанционной работе отсутствует, что для некоторых профессий будет катастрофой и сильно отразится на результатах.
Конкуренция предполагает демонстрацию и признание достижений и результатов, по сути это конечная цель конкурентных сотрудников. Кстати, одним из эффективных способов повысить продажи в 1,5-2 раза является создание нескольких групп продаж. Только имейте ввиду, что продавать они должны одну группу товаров или услуг. При грамотной финансовой мотивации вы сможете достичь в продажах отличных результатов.
Совместная коллективная деятельность придаёт эмоциональную значимость и смысл работе.
Человек – существо социальное и независимо от особенностей психики стремится быть частью коллектива.
Многие бизнесмены обращаются за помощью ко мне, чтобы создать сплоченную команду и вовлечь их в философию и бренд компании.
Именно поэтому индивидуальных предпринимателей и самозанятых меньше, чем работников компаний. Большему количеству людей необходимо находится с постоянном взаимодействии с другим человеком. И это нельзя изменить, как бы не стремились к этому экспериментаторы.
ДИСТАНЦИЯ: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
Дистанционная работа таит в себе глубокий смысл взаимодействия и отношения работника и работодателя. Дистанция - это отчуждение друг от друга и владельцу нужно об этом помнить. Природа отчуждения такова что человек, делая работу дистанционно, не будет ощущать себя активным действующим лицом событий и не сможет в полной мере осознавать свою причастность к развитию компании.
Это будет сильно ограничивать его понимание своего вклада в компанию и пользу его работы, а значит, напрямую влиять на мотивацию и проявление soft skill сотрудников. Если вы готовы сделать свою компанию дистанционной будьте готовы к тому, что вы все равно столкнетесь с природой человека и человеческих отношений. И у такой компании будет всегда предел развития.
Человек – это сложное мотивированный организм, в то время как организацией можно управлять всегда.
Поэтому лидеру организации нужно обеспечить сотруднику механизм достижения целей, создать условия для мотивации и профессионального развития.
Какой формат управления вам подойдет? Решать вам.
Есть профессии, которые, на мой взгляд, должны быть вне штата и иметь дистанцию. Но таких профессий не много. Это профессии, в которых требуется высокая концентрация внимания и на достижение результат не влияет коллективная деятельность. Например, IT-специалиста (написание кодов или схем программирования).
ПОСЛЕДСТВИЯ, О КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ
Последствия, с которыми столкнутся предприятия после самоизоляции, будут еще долго влиять на получение результатов в компании. Лучшее, что вы можете сделать – это подготовить план выхода в офис с дистанционной работы:
Проведите работу с сотрудниками по выходу в офис, или наймите тренера, который поможет вам сделать это профессионально и сохранит ваш имидж работодателя
Пропишите правила взаимодействия в офисе и ознакомьте с ними всех сотрудников
Пропишите цели под каждый отдел и сотрудника на ближайший месяц
Каждое утро собирайте собрание со своими сотрудниками и настраивайте их на рабочий лад
Сверяйте ежедневно и еженедельно результаты согласно плану
И конечно Вам решать, что для Вас больше плюсом или минусов в дистанционной работе офиса.