Найти в Дзене

Способы путешествия по Крыму.

Физическія особенности каждой страны и складъ мѣстной жизни имѣютъ большое вліяніе на способы сообщенія, поэтому мы приведемъ нѣсколько общихъ замѣчаній о способахъ путешествія но Крыму.

Желѣзныя дороги наименѣе подвержены какимъ либо мѣстнымъ вліяніямъ, и потому условія передвиженія по нимъ всюду, а слѣдовательно и въ Крыму, остаются одни и тѣ-же.

По трактамъ Симферополь—Ялта, Севастополь—Ялта и Симферополь—Евпаторія существуетъ «вольная почта» (прогоны — 4 к. съ версты и лошади). На этихъ трактахъ нѣтъ недостатка въ лошадяхъ, а въ Симферополѣ, Алуштѣ, Ялтѣ, Севастополѣ и Евпаторіи имѣются рессорные экипажи; поэтому на этихъ трактахъ на «перекладныхъ»

16

ѣздятъ сравнительно рѣдко, предпочитая болѣе удобные рессорные экипажи. По другимъ почтовымъ трактамъ экипажъ достать трудно и приходится ѣхать на «перекладной»; правда, крымскія почтовыя дороги, особенно шоссейныя, очень хороши, да притомъ почти на всѣхъ станціяхъ имѣются колыски — рессорный сидѣнія, накладываемыя на почтовыя брички и дѣлающія тряску мало чувствительной.

Небольшія разстоянія и хорошее состояніе главныхъ дорогъ способствовали широкому распространенію обычая ѣздить на городскихъ извозчикахъ. Извозчичьи экипажи во всѣхъ городахъ удобны; это — фаэтоны, коляски, и кареты; ѣздятъ всегда въ дышло, парой, тройкой и четверкой, смотря по числу пассажировъ и состоянію дороги. На разстояніи до 50 верстъ извозчикъ ѣдетъ, не кормя съ остановкою лишь минутъ на 30; на большія разстоянія — съ остановкою на нѣсколько часовъ или съ перемѣнными лошадьми. Установившіяся цѣны на фаэтонъ: до 100 вер. — 15-25 руб., за коляску — на 5 р. дороже, за карету — на 10 р. Число пассажировъ и количество багажа вліяетъ немного на цѣну.

Для перевозки большого количества багажа нанимаются дроги, одноконныя или парныя; плата около половины платы за фаэтонъ. Вмѣсто конныхъ дрогъ нанимаютъ иногда маджару, запряженную волами или буйволами: стоимость приблизительно та-же, но на маджару можно положить большой грузъ (болѣе 100 пудовъ) ; волы и буйволы идутъ медленнѣе, не болѣе 50 верстъ въ сутки. Для нѣкоторыхъ спеціальныхъ случаевъ, напримѣръ, для поѣздки группами въ горы, татарская маджара, запряженная волами, представляетъ незамѣнимый экипажъ: волы способны тащить маджару по такимъ кручамъ и скаламъ, что степнякъ съ трудомъ повѣрилъ-бы въ возможность такой ѣзды.

Между Симферополемъ—Алуштой—Ялтой, Ялтой—Севастополемъ и Симферополемъ—Евпаторіей ежедневно ходятъ дилижансы-кареты. Плата за проѣздъ 4 р. 50 к.—5 р. 50 к. и 2 р. 50 к.—3 р. 50 к., смотря по мѣсту сидѣнія.

По главнымъ шоссейнымъ трактамъ: Севастополь—Ялта, Симферополь—Ялта и друг., курсируютъ автомобили разныхъ обществъ и частныхъ линь. За мѣста въ автомобиляхъ взимаютъ лѣтомъ 6—8 р., осенью 8—12 р.

Перечисленные способы годны, однако, только для переѣзда по хорошимъ дорогамъ, соединяющимъ наи-

17

болѣе населенные пункты, но недостаточны для путешествія по горамъ. Единственный, можно сказать, универсальный способъ передвиженія — это ѣзда верхомъ. Верхомъ на мѣстной лошади можно проѣхать почти вездѣ, гдѣ можно пройти пѣшкомъ. Горныя лошади смирны, осторожны и выносливы; онѣ часто довольствуются подножнымъ кормомъ, что представляетъ большое удобство въ поѣздкахъ. Плата за верховую лошадь въ сутки отъ 1 руб. 50 к., въ глухихъ деревняхъ — до 3 руб.; въ курортахъ среднею платою считается 3 руб. въ сутки. Лошадь съ хорошимъ спокойнымъ ходомъ оплачивается дороже: особеннымъ вниманіемъ пользуются лошади, обладающія однимъ изъ многочисленныхъ видоизмѣненій хода, замѣняющимъ иноходь и называемымъ здѣсь «аяномъ».

Сѣдла и остальная сбруя на наемныхъ деревенскихъ лошадяхъ часто бываютъ плохи, поэтому слѣдуетъ лично осмотрѣть сѣдло и заблаговременно исправить то, что возможно.

При короткихъ переѣздахъ татарскія сѣдла пригодны даже для дамъ, если нѣтъ подъ рукой дамскаго сѣдла: можно сѣсть въ него по-дамски и заложить ногу за луку, которая достаточно высока.

Важную принадлежность поѣздки верхомъ составляютъ саквы (переметныя сумы). Первообразъ саквъ — два мѣшка, сшитыхъ наполовину отверстіями. Саквы перекидываются на лошадь сзади сѣдла и привязываются въ торока ремнями или веревками. Обыкновенныя саквы сдѣланы изъ плохой шерстяной ткани и легко промокаютъ отъ дождя и отъ пота лошади; поэтому нужно класть внутрь саквъ клеенку (лучше гуттаперчевую), или завертывать въ послѣднюю по крайней мѣрѣ то, что рѣшительно не терпитъ подмочки.

Сѣдло и его принадлежности должны быть предъ поѣздкой тщательно осмотрѣны: особаго вниманія заслуживаетъ потникъ, который у татарскихъ сѣделъ рѣдко въ порядкѣ.

Лошадь должна быть передъ поѣздкой хорошо подкована; кромѣ того, слѣдуетъ имѣть съ собою: нѣсколько подковныхъ гвоздей, молотокъ и клещи для закрѣпленія подковъ въ дорогѣ, веревки 3—4 саж. длины для привязыванія или спутыванія лошадей, овесъ въ количествѣ, какое окажется возможнымъ, на случай остановки тамъ, гдѣ травы мало.

Татары отдаютъ лошадей и безъ проводника, но для пріѣзжаго это въ большинствѣ случаевъ неудобно.

18

такъ какъ можно заѣхать не туда, куда желательно; кромѣ того, можетъ понадобиться вообще помощь въ пути; мѣстный житель легче найдетъ выходъ изъ всякаго затрудненія. Плата проводнику отъ 1 р. 50 к. въ сутки; его лошадь оплачивается особо. Проводники изъ горныхъ деревень охотно идутъ пѣшкомъ, и если путь идетъ не по ровной дорогѣ, то лошадь подъ всадникомъ чаще требуетъ остановокъ и отдыха, чѣмъ пѣшій проводникъ. Незнаніе проводникомъ русскаго языка не представляетъ большого затрудненія, такъ какъ, во избѣжаніе его, въ концѣ книги помѣщенъ русско-татарскій словарь, Впрочемъ, большинство татаръ въ деревняхъ, расположенныхъ по проѣзжимъ дорогамъ, знаютъ довольно много необходимыхъ русскихъ словъ.

Полезно послѣ часа верховой ѣзды пройти пѣшкомъ минутъ 20. Послѣ привала слѣдуетъ начинать движеніе пѣшкомъ; такой порядокъ имѣетъ большое вліяніе на сохраненіе силъ и здоровья.

Въ послѣднее время особымъ распространеніемъ пользуются всякаго рода экскурсіи, которыя со стороны экскурсантовъ требуютъ особаго вниманія и заботь о томъ, что слѣдуетъ брать съ собою въ экскурсію и какъ одѣваться. Экскурсіи, устраиваемыя Крымскимъ Горнымъ клубомъ, облегчаютъ значительно экскурсантовъ, но въ данномъ случаѣ мы имѣемъ въ виду пѣшеходныя экскурсіи (представляющія въ сущности наибольшій интересъ), предпринимаемыя самостоятельно не прибѣгая къ услугамъ Горнаго клуба. Для такихъ экскурсій прежде всего не слѣдуетъ собираться въ обширныя группы: 10—12 человѣкъ должны составлять максимумъ такой группы. Далѣе, слѣдуетъ имѣть въ виду возможное удешевленіе экскурсій, легкость передвиженія и такія случайности какъ необходимость провести ночь какъ-нибудь хотя-бы подъ открытымъ небомъ, пробыть цѣлый день въ дорогѣ подъ дождемъ и проч. Ясно что при такихъ условіяхъ первыя заботы экскурсанта должны быть отнесены на счетъ пищи и костюма. Обѣдать въ гостиницѣ — и дорого, и не всегда возможно, иногда за отсутствіемъ ихъ, часто за дальностью разстоянія. Мясо, баранину, молоко можно достать всюду, а имѣя въ запасѣ крупу, сухую зелень и проч., при умѣніи кого-либо изъ экскурсантовъ сварить супъ или поджарить мясо, можно не бояться голода. Правда, для этого необходимо имѣть

19

кое-какую посуду (главное — не ломкую), но потребный запасъ ея настолько невеликъ, что въ общемъ багажѣ всѣхъ экскурсантовъ она займетъ не слишкомъ много мѣста. Вотъ что приблизительно необходимо имѣть для продовольствія группы въ 10—12 человѣкъ: два жестяныхъ чайника (одинъ большой, другой маленькій), керосиновую кухню («Примусъ» стоитъ 4 р. 50 к. — 5 р. или спиртовку, которая стоить 35-40 коп.), 2 сковородки (большую и маленькую), котелокъ и нѣсколько полотенецъ и тряпокъ. Это, такъ сказать, достояніе общее. Кромѣ того, каждый экскурсантъ долженъ имѣть свою собственную кружку (фаянсовую), ложку, вилку и складной ножикъ. При такихъ условіяхъ достигается поразительная дешевизна: все продовольствіе въ день будетъ обходиться въ 20-30 коп., на человѣка. Для двухнедѣльной экскурсіи въ самую глухую мѣстность для десяти человѣкъ вполнѣ достаточны слѣдующіе запасы: 2 ф. молотаго кофе, 3 ф. какао, 20-25 фун. сахару, 1 ф. чаю, 10-12 ф. сыру, 10-12 ф. колбасы (копченой), 2 ф. сухой зелени, 3-10 ф. разной крупы и риса, соли по 1/2 фунт. на человѣка и мятныхъ лепешекъ.

Большую услугу можетъ оказать въ дорогѣ небольшая походная аптечка, при наличности бинтовъ и вазелина. Ко всему этому непремѣнно прибавьте: нѣсколько биноклей, сумку для путеводителя и картъ, фотографическій аппаратъ, фонарь, пару складныхъ подсвѣчниковъ, фунта 3 свѣчей, коробку далматскаго порошку и нѣкоторый запасъ такихъ мелочей, какъ пуговицы, нитки, иголки, булавки — и вашъ багажъ готовь. Весь багажъ долженъ быть вложенъ въ 2 и даже 3 корзины вѣсомъ каждая не болѣе 1 пуда (одна съ посудой, двѣ съ провизіей).

Одежда должна быть легкой и удобной, бѣлье не крахмальное, обувь хорошо разношенная, на низкихъ каблукахъ. Слѣдуетъ избѣгать чернаго цвѣта платья, легко пропускающаго тепло, и бѣлаго — легко пачкающагося. Носки — нитяные и фильдекосовые удобно замѣнять простыми мягкими онучами (кто умѣетъ съ ними управляться). Въ общемъ слѣдуетъ имѣть: 2 пары брюкъ (одна пара парусиновая), 2 легкія рубашки, 1 теплую, пиджакъ и поясъ (велосипедиста) для часовъ, ножъ и проч., 3 смѣны нижняго бѣлья и 4 пары носковъ. Все это вмѣстѣ можетъ быть уложено въ небольшой чемоданъ или ранецъ (общій для 2-3 лицъ), куда слѣдуетъ еще положить

20

носовые платки, полотенца, мыло и другія туалетныя принадлежности.

Дамскій костюмъ долженъ быть по возможности упрощенъ. Верхняя юбка изъ легкой скоро сохнувшей матеріи (напр., альпага) и непремѣнно короткой. Вмѣсто корсажа — рубашка съ низкимъ воротникомъ, подпоясанная (не туго) кожанымъ поясомъ. Верхняя кофточка теплая, короткая и закрытая. Большую службу можетъ сослужить легкій капотъ. Обувь наиболѣе удобна на пуговицахъ и, главное, на низкихъ каблукахъ.

Шляпа — мужская и женская — должна быть мягкая, войлочная, съ большими полями. На случай дождя необходимо имѣть дождевые плащи.

Разсчитывать на очень хорошую и удобную постель врядъ-ли можно — ее съ успѣхомъ замѣняетъ сѣно или войлокъ, которые можно найти почти вездѣ. Лучше, конечно, имѣть свой собственный войлокъ въ видѣ длинной полосы, которая удобно сворачивается въ трубку и вмѣстѣ съ надувной подушкой (съ наволочкой) и пледомъ, взамѣнъ одѣяла, служитъ прекрасной походной постелью. Для менѣе взыскательныхъ людей одна кавказская бурка (стоимостью 7-10 руб.) съ успѣхомъ замѣняетъ полную постель, обладая неоцѣнимыми качествами въ дурную и дождливую погоду.

Въ общемъ весь багажъ вмѣстѣ съ чемоданами составить 8-10 мѣстъ, вѣсомъ менѣе 10 пуд., для перевозки которыхъ вполнѣ достаточна телѣжка (арба или линейка) или двѣ вьючныхъ лошади — что вмѣстѣ съ проводникомъ обходится въ день не дороже 5 руб. Перевозка багажа, слѣдовательно, обходится около 50 коп. въ день на человѣка.

Лично на себя не слѣдуетъ навѣшивать много дорожныхъ принадлежностей — сумку, фляжку, бинокль, револьверъ: они сильно утомляютъ.

Въ хорошую погоду пріятно устроиться на ночь въ лѣсу, (но не въ глухомъ и сыромъ мѣстѣ), у горящаго костра, чтобы поддерживать въ воздухѣ тягу. При выборѣ мѣста для привала слѣдуетъ избѣгать низменности, долины и вообще мѣста, гдѣ застаиваются вода или воздухъ. Высоко на горахъ лихорадки не бываетъ.

Слѣдуетъ по возможности воздерживаться отъ питья воды и пить исключительно для утоленія жажды, а никакъ не для прохлажденія; другими словами, пить можно не иначе, какъ хорошо отдохнувъ и возстано-

21

вивъ правильное дыханіе и пульсъ. Часто путника безпокоитъ такъ называемая ложная жажда, но для утоленія ея достаточно одной двухъ мятныхъ лепешекъ.

Мы особенно рекомендуемъ учащейся молодежи, располагающей свободнымъ временемъ, здоровыми ногами, но ограниченными средствами, совершить прогулку по Крыму частью пѣшкомъ, частью при посредствѣ экскурсіонныхъ бюро въ Алуштѣ, Ялтѣ и Севастополѣ.

Экскурсію совѣтуемъ начать съ Симферополя, гдѣ слѣдуетъ обратиться къ А. Н. Крылову (переплетная мастерская, противъ собора), который охотно дастъ рядъ цѣнныхъ указаній и совѣтовъ. По пути слѣдованія къ Южному берегу черезъ каждыя 3-4 версты встрѣчаются деревеньки, въ которыхъ непремѣнно есть кофейня, гдѣ можно достать чай, молоко, яйца, хлѣбъ и проч. по недорогой цѣнѣ; здѣсь можно и переночевать. Впрочемъ, лѣтомъ въ Крыму пріятнѣе и удобнѣе ночевать на воздухѣ. Слѣдуетъ лишь избѣгать низменныхъ, сырыхъ мѣстъ. Отъ перевала нетрудно взобраться по тропамъ черезъ лѣсъ на Чатырдагъ; тамъ у чабановъ (пастуховъ) можно достать овечьяго молока, сыру и хлѣба. Они же укажутъ тропу къ пріюту Горнаго клуба. Въ пріютѣ всегда можно имѣть ночлегъ и пищу. Осмотрѣвъ пещеры, слѣдуетъ спуститься въ Косьмо-Даміанскій монастырь (заблудиться трудно). Изъ монастыря отправляйтесь въ Алушту. Алуштинское о-во курортнаго благоустройства устраиваетъ экскурсіи съ платой отъ 1 до 2 р. съ чел. Изъ Алушты береговой тропой пройдете до Гурзуфа, мимо ряда дачъ, экономій и деревенекъ, гдѣ всегда можно достать пищу и пріютъ, (заблудиться нельзя). Изъ Гурзуфа берегомъ (а не пароходомъ) — до Ялты. Изъ Ялты совершаютъ по строго выработаннымъ маршрутамъ экскурсіи экипажи Горнаго клуба и частныхъ предпринимателей, услугами которыхъ могутъ воспользоваться усталые, но мы совѣтуемъ и окрестности Ялты (кромѣ Ай-Петри) осматривать пѣшкомъ. Дальше Симеиза ничего интереснаго нѣтъ. Изъ Ялты — пароходомъ въ Севастополь. Осмотромъ города и его окрестностей можно закончить обозреніе Крыма. Для такой экскурсіи потребуется 2-3 надѣли и 20-30 руб. При такомъ способѣ путешествія по Крыму экскурсанту представляется удобный случай ознакомиться не только съ дивной природой Крыма, но и съ особен-

22

ностями быта и культуры мѣстнаго населенія, которыя, — въ особенности для сѣверянина, — совершенно незнакомы и въ высокой степени интересны. Предупреждаемъ, что во время рекомендуемаго нами способа путешествія экскурсанту не грозитъ никакой опасности, ибо татарское населеніе отличается кротостью и гостепріимствомъ.

Какъ оріентироваться въ незнакомой мѣстности?

Днемъ. Держите карманные часы на ладони такъ, чтобы часовая стрѣлка указывала на солнце: ровно посерединѣ между часовой стрѣлкой и XII будетъ югъ.

Ночью. Мысленно продолжить прямую между β и α Большой Медвѣдицы: звѣзда 2-й величины на пути будетъ «Полярная»; она почти неподвижна и опредѣляетъ сѣверъ. Для провѣрки провести прямую отъ δ Большой Медвѣдицы до β Кассіопеи: она должна пройти черезъ Полярную.

Ориентирование по звездам
Ориентирование по звездам

[Григорій Москвичъ. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ практическій путеводитель по КРЫМУ СЪ ПРИЛОЖЕНІЕМЪ: алфавита, русско-татарскаго словаря (Крымское нарѣчіе) 8 картъ, 7 плановъ, 44 иллюстраціи, росписанія рейсовъ пароходовъ Р. о. п. и т.. Рос. о-ва, тарифовъ пароходовъ и проч. Изданіе двадцать третье. 1912 г.]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира