Найти тему
Раскадровка

КИНО В 4 РУКИ: братья Дарденн

Однажды «РАСКАДРОВКА» придумала серию о необычных режиссерах: вроде бы их и видно, да не всем. Что называется - «широко известны в узких кругах». Назвали серию немножко математически, но со смыслом: Известные неизвестные.

И открывают ее бельгийцы — братья Дарденн.

Братья — люди преклонного возраста, им обоим около 70 лет. Один начинал как актер, другой — как помощник театрального режиссера; начинали они со спектаклей, и однажды, на одну из репетиций пришел человек с камерой и стал молчаливо все снимать. Братья покрутили в руках его камеру и решили — мы тоже сможем снимать! Братья не расстаются друг с другом, это единый организм; метод, которым они работают, назван ими «пинпонг»: один покрутил — у него возникла идея, передал брату — тот что-то добавил и так далее.

Было время, когда мы жили в одном доме, но однажды наши жены сказали : хватит! вы круглосуточно общаетесь друг с другом, что за совместное хозяйство такое?

Жан-Пьер и Люк Дарденн.

По настоянию жен они переехали в два различных города в Бельгии, но это соседние города и они очень часто встречаются и снимают фильмы.

кадр из фильма «Обещание»
кадр из фильма «Обещание»

Режиссерский стиль братьев Дарденн: Они дают объявление, что нужны, например, молодой человек 18-ти лет и девушка 16-ти лет. Приходят люди, они с ними разговаривают, смотрят их фотографии и тихонечко-тихонечко начинают снимать, старомодно, по-стариковски долго, с бесконечными разговорами за кофе, постепенно, никуда не торопясь. На самом деле очень они почти не используют спец эффектов, очень мало игры со светом, все такое лаконичное. Они объясняют это тем, что живут в Бельгии, здесь все дорого, мало света, ну и снимают неспешное, в хорошем смысле стариковское кино. Еще они очень любят молчание, актеры в их фильмах довольно часто должны молчать, и при этом актеры не знают, что делать, — спрашивают, — что, просто стоять и молчать? Один из братьев говорит — ну, сосчитай до семи! Пока актер считает, они с оператором обсуждают как того снимать, какими планами, они говорят оператору — сними его крупным планом, досчитай до трех, потом сними его с боку и тоже досчитай до трех, они подбирают себе команду и актеров, и операторов, чтобы люди имели терпение считать до двадцати, потому что постоянно приходится считать, молчать и снова считать. Оператор в постоянном напряжении пытается актера в фокус поймать, отсюда такая очень близкая манера съемок, почти интимная, и мы вместе с режиссерами проникаем в жизнь персонажа.


ТРИ ВАЖНЫХ ФИЛЬМА БРАТЬЕВ ДАРДЕНН:

«Дитя» (2005)

У молодой пары: Брюно и Сони — им по 18-20 лет — рождается ребенок. Брюно — уличный вор, никакого будущего у него нет. Соня приносит новорожденного ребенка домой и Брюно понимает, что мог бы продать их младенца за очень большие деньги и делает это. При этом он не спрашивает мнение своей девушки, просто отдает ребенка — получает огромную сумму денег. От этого известия молодая мама падает в обморок, и только тогда он понимает что сделал что-то не то.

Натуралистичность съемок только подчеркивает дикость ситуации: он запросто в тот же день продает своего ребенка, невозможно себе такое представить, а скупая манера съемки эту ситуацию еще больше усугубляет. Дарденны оставляют истории открытый финал, предоставляя зрителям самим решать, что они расскажут своим знакомым про этот фильм, какой вердикт вынесут главному герою.

кадр из фильма «Дитя»
кадр из фильма «Дитя»

«Мальчик с велосипедом» (2011)

Сириль, 12-летний мальчик из социального центра для детей из трудных семей, разыскивает отца, который его бросил, и велосипед, который был подарен ему беспутным папашей. А находит Саманту, парикмахершу, которая начинает забирать ребенка к себе на выходные. Уживаться с обиженным на весь мир мальчишкой совсем не легко.

А Саманта и вправду его любит, и любит как-то по-хорошему, действительно как мать. Нельзя сказать, что она ему все позволяет, но она понимает, что любовь ему очень нужна, и что, он делает все, чтобы оттолкнуть ее от себя, но надо все равно продолжать его любить, если хочешь победить.

В интервью сами братья-режиссеры определяют для себя детство так: детство — это когда ты ни о чем не заботишься, заботятся о тебе, это такое беспечное время, когда тебе ничего не нужно, не нужно сражаться за себя, и что-либо решать, возможно жить без постоянного беспокойства. Это маленький рай, из которого ты выходишь потом во взрослую жизнь. Они говорят, что если тебя не любили в жизни, то ты будешь всегда мстить или презирать других людей. Они категорически утверждают, если тебя никто в жизни не полюбил безусловно, так как любят родители или кто-то другой, если с родителями что-то случилось, то ты обречен — счастья не будет никогда.

В этом фильме мы специально создавали доброту без подтекста, доброту без причины, этот альтруизм имеет естественную природу, это почти невозможно представить себе в жизни, но именно таких персонажей нужно показывать в кино.

Жан-Пьер и Люк Дарденн.

кадр из фильма «Мальчик с велосипедом»
кадр из фильма «Мальчик с велосипедом»

«Два дня, одна ночь» (2014)

Героине фильма нужно за два дня убедить несколько человек оставить ее в рабочем коллективе. Хотя если женщину уволят, каждый из них получит денежную премию. Сандра — беспомощная, напуганная, разочарованная в себе, любой отказ может добить ее окончательно. Но  мастерство режиссеров в том, что нехитрыми средствами они показывают историю внутренней победы. Дарденны — гуманисты в лучшем смысле, они показывают человечность в практических условиях, и заставляют искать ее у себя внутри: деньги или совесть —  третьего может и впрямь не дано.

кадр из фильма «Два дня, одна ночь»
кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

-----------------

Дарденны — это, безусловно, те люди, фильмы которых стоит смотреть. В центре их внимания — человек и понятие «человечности», что значит быть человеком, они наблюдают за этим процессом — потеряет человек или не потеряет свое человеческое достоинство, образ и подобие Божие.

Настоящее, глубокое кино.