Найти тему
Igor Novikov

Белорусский бунт, бессмысленный и бесконечный – почему продолжается, кому он нужен

Белорусский протест заклинило в одних и тех же повторяющихся движениях, как испорченную граммофонную пластинку, как сломанный механизм. Незатухающая протестная активность напоминает кардиограмму: то вверх, то вниз, а по существу – все одно и то же. Как в самые первые послевыборные дни и ночи, так и теперь – сначала нападения на милицию, попытки остановить работу производственных предприятий, затем притворное миролюбие, жалобы на побои и аресты, обиды «мирных протестующих». Сейчас снова кидают камни в милиционеров, агрессивно провоцируют забастовки. Такая настойчивость должна иметь смысл для тех, кто организует и исполняет, в чем же этот смысл?

фото из Интернета
фото из Интернета

Конечно, есть заказчики протестов, которые могут находиться далеко от места событий и скрывать свое участие. Они мыслят стратегически, на долгую перспективу, они берут Белорусское государство измором, устраивают длительную осаду, внешнюю и внутреннюю. Главные заказчики могут даже притворяться друзьями Белоруссии, заигрывать с белорусским руководством, но это все – для реализации тех же стратегических замыслов.

Заказчики попроще и поближе, вроде Польши и Литвы, своих интересов не скрывают, да этим интересам уже и не один век, и не очень-то они изменились. Только теперь эти страны больше похожи на исполнителей, на проводников чужой воли, назначенных местных распорядителей, старающихся ради чужого интереса, но надеющихся урвать кое-что и для себя. Они все еще рассчитывают на главные роли, а ведь могли бы вспомнить выразительное телефонное изречение Виктории Нуланд сразу после перемоги Киевского майдана – куда она тогда отправила Евросоюз?

Но в данном случае заметна и необычайная активность непосредственных организаторов и исполнителей протестных акций, они стараются не меньше заказчиков, им тоже чего-то надо. В чем же их интересы? Прежде всего – конечно деньги! За протесты платят, и организаторам-координаторам, и исполнителям. Но платят не просто так, а за работу и за результаты, вот и приходится отрабатывать активно, стараться напоказ, чтобы все видели и не сомневались в проявляемом усердии. Если есть результат, тогда его можно предъявить хозяину, ну а если результата долго нет и в ближайшее время не предвидится, тогда приходится показывать вместо результата бесконечную активность и изобретательность.

Есть такой общий метод оправдания своих полученных зарплат и сохранения таких-же зарплат на будущее, мне доводилось это наблюдать в крупных организациях со сложной структурой: когда поставленную задачу выполнить трудно, когда результат не получается, а перед высоким начальством отчитываться надо, тогда руководители на местах и работники-исполнители стараются проявить максимальную активность, показательно перепробовать все возможные способы. Ведь если нельзя предъявить требуемый результат, тогда нужно предъявлять свое предельное усердие и максимальную изощренность, чтобы избежать обвинений в недоработках. Сегодняшняя истеричная активность белорусского протеста напоминает что-то подобное.

Однако не будем сводить все только к геополитике и к деньгам. Есть на протестах и сознательность, и убежденность в своей правоте, и твердая личная решимость идти до конца. Тут уже дело в человеческой натуре, а также в полученном образовании и воспитании. Протесты готовились заранее, многие из протестующих получили соответствующую идейную и психическую подготовку, может и незаметно для них самих. С убеждениями, да еще профессионально внушенными и постоянно подогреваемыми, расстаться очень трудно, даже перед лицом очевидной действительности и здравого смысла.

Протест сам по себе сильно затягивает, я когда-то ощутил это на себе. Когда деградировал и распадался Советский Союз, многие из нас увлеклись протестными настроениями и для некоторых эти настроения, протест, революция стали главным идейным смыслом, частью их самих, да так основательно, что жить без этого они уже не могут. И теперь, спустя почти тридцать лет, я порой вижу людей, которые все продолжают бороться с «совком», с коммунизмом. Оттуда и отдельные оголтелые либералы, которые тогда, как маятники, отклонились от нормального равновесия в крайнее положение, да так в этом положении и залипли. Если зрелые и пожилые не способны выйти из революционного состояния, так чего удивляться, глядя на юных революционеров!

Для тех протестующих, кто упорно твердит о «фальсификации» выборов, верит в победу Тихановской и уверен в своей правоте, продолжаю рекомендовать мою статью:

"Мы здесь народ!" Кто фальсифицирует белорусские выборы?