Люди склонны ценить памятные и сентиментальные вещи, произведения искусства, игрушки. И многие ни за что бы не согласились поменять эти вещи на новые копии.
Можете ли вы вспомнить любимую детскую игрушку? Думали ли вы, что она живая, что у нее есть характер?
А теперь представьте, если бы ребенку предложили поместить игрушку в копировальный аппарат, и получилась бы точно такая же копия — только новая?
Что будет в таком случае, пытались выяснить канадский профессор психологии Йельского университета Пол Блум и доктор философии, британский психолог Брюс Худ. Исследование было опубликовано в 2007 г.
Детям показывали машину с двумя ящиками. В первый ящик помещали предмет, нажимали кнопки, и во втором ящике появлялся точно такой же предмет. Машина была, как мы понимаем, бутафорской.
Если предмет был безличным, например, серебряная ложка, «копия» оценивалась детьми соразмерно цене оригинала.
В следующем эксперименте исследователи пошли дальше и использовали машину для производства «копий» маленьких зверьков. Ученые брали неотличимых друг от друга хомяков из одного помета.
В итоге дети шести и четырех лет отказывались признавать в «копии» повторение оригинала. Они думали, что машина воссоздает только тело, но не душу и сознание.
И вот исследователи посягнули на святое — игрушки. Они предложили ребятам скопировать любимый предмет.
Как результат, многие дети отказались положить «любимца» в машину. А те, кто решился, остались верны оригиналу.
Мы еще с детства вносим в предметы «сущности». Они для нас живые, добрые, злые, магические, уникальные. Ругаемся на угол стола, когда ударяемся о него, негодуем на компьютер, если он плохо работает, благодарим машину за хорошую поездку. Мы будто рассматриваем ситуацию как социальную — это одно из свойств нашего мышления.
И это свойство является значимым в процессе обучения мышлению. Мы не просто выносим факты на факт-карту, а видим их сущность (смысл). Наша дефолт-система мозга усматривает отношения этих фактов (подобно тому, как мы видим отношения между людьми) и подсказывает нам следующий шаг в решении вопроса.
Смотрите лекцию Юлии Самойловой о том, как составлять факт-карту: https://youtu.be/1SbQG9h2218
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.
и на нашем сайте.