Уверена, что эту четкую тенденцию, прослеживающуюся в сказках (причем не только в русских народных), замечали все. Например, взять типичную сказочную семью с тремя сыновьями. Старший – «умный детина», средний тоже ничего… А вот младший – «и вовсе дурак». Но это только на первый взгляд... Скорее, он играет какую-то роль - кажется таким, каким его хотят видеть.
Братья над ним посмеиваются, разочарованные родители сокрушаются. Но в итоге именно младший добивается большего успеха в жизни. Часто благодаря своей доброте и чуткости, а также смелости и любви к природе. Еще не обходится без везения. Ну и, конечно, немаловажную роль в победах младшего сына играют его друзья, возлюбленная или люди (животные), которым он не отказался в свое время помочь.
Старшие братья часто оказываются не у дел и в растерянности чешут в затылках – как же так, они такие «орлы», а их замухрышка-дурачок братец достиг таких высот.
С семьями со сказочными дочерями все немного иначе… Обычно младшая – не «дурочка», а скромница. Именно на ней вся основная работа по дому. Сестры посмеиваются над младшенькой, здесь полное сходство с братьями. Спокойно навешивают на нее свои обязанности, не забывая при этом обзывать и всячески намекать на свое превосходство.
Правда, во многих сказках младшую сестру особенно любит отец. Но он обычно находится под пятой какой-нибудь властной мачехи. В итоге опять-таки именно младшенькая достигает наибольших успехов – получает роскошные подарки от волшебников или становится женой принца и, соответственно, правительницей. Сестры при этом буквально лопаются от злости и зависти.
Мне интересно, почему всегда именно так… Младшие – самые забитые и не подающие надежд дети. Которые потом становятся максимально успешными. И так ли это в реальной жизни?
Версий у меня появилось несколько)
Возможно, родители «отрывались» на старших детях, вкладывая в них все ресурсы, а на младших уже выдохлись и предоставили их самим себе. Эти ребята, ощущая, что от них многого и не ждут, чувствовали себя относительно спокойно – не находились в вечном страхе не оправдать родительских надежд. Поэтому, возможно, выросли более свободными в определённом плане. И как все младшие в многодетных семьях, весьма самостоятельными и трудолюбивыми. А еще чуткими, ведь с ранних лет они наблюдали не только за родителями, но и за старшими братьями-сестрами. Эмоциональный интеллект развивался сам собой.
Или другой вариант. После рождения двух старших сыновей (или дочерей) родители ожидали появления на свет ребенка другого пола. Для разнообразия. А тут снова мальчик (девочка). Вот и «забивали» они на младших, не оправдавших их чаяний, детей. И тут срабатывал эффект гиперкомпенсации: ребенок стремился доказать семье и всему миру, что он на многое способен. И доказывал.
Возможно, я просто глубоко копаю. Сказки сочиняли люди из народа. И наверняка младший ребенок в семье мог просто «мстить» в своих историях старшим братьям и сестрам, от которых в детстве натерпелся. Тем более, что и от родителей старшим наверняка было больше уважения и благодарности (что провоцировало зависть). В крестьянских семьях дети рано приучались к труду и на наследниках (особенно, конечно, старших) было много обязанностей. Отсюда и соответствующее отношение матери и отца, как к главному помощнику.
Правда, сейчас я замечаю в многодетных семьях другое. Наоборот, младшие часто становятся всеобщими любимчиками. И развиваются они, глядя на старших, быстрее.
Эффект усиливается большей информированностью и опытом родителей, которые к третьему малышу становятся уже настоящими гуру воспитания: знают все о детской психологии, развивающих занятиях и т.д. Младшие братья никак не «дурачки» - они умные, часто опережающие в развитии сверстников мальчишки. Младшие сестры – не забитые скромницы, а уверенные в себе девочки, умеющие поставить на место каждого, кто попытается их обидеть (школа старших сестер).
Бывают, конечно, исключения. Индивидуальных особенностей никто не отменял. Но часто вижу в жизни именно такие ситуации.