В 2015 году ещё никому не известный Роберт Эггерс привозит на "Санденс" свой дебютный фильм ужасов - "Ведьма", основанный на колдовской истерии XVII века и сказаниях, связанных с ней. Гнетущий, тёмный, психологически сложный фильм тут же собрал вокруг дебютанта круг фанатов.
(Внимание, фильм содержит шокирующие сцены)
Семью строгих пуритан изгоняют из поселения. За что - мы так и не узнаем. Они селятся на окраине леса где-то в глуши Новой Англии, чтобы начать устроить здесь хозяйство, но ничего из этого не выйдет. Сначала начнёт гибнуть урожай, а затем череда трагических происшествий начнёт разрушать семью. Параллельно с этим вокруг семьи собирается зло - оно таится не только в чаще леса, но и прямо под боком.
Во всех бедах семьи обвиняют старшую дочь Томасин (в исполнении Ани Тейлор-Джой, также дебютировавшей в этом фильме). Она стоит на пороге взросления, и ей предстояло отправиться прислуживать в чей-то дом, чтобы спасти свою семью от голода перед долгой зимой. Но исчезновение детей изменило планы. На Томасин несправедливо вешают ярлык - ведьма. Ей предстоит либо противиться тому, как её видят со стороны, либо принять ту роль, которую ей навязывают. И она найдёт свой, очень специфический выход, при этом разрушив маленькую модель патриархального общества, выстроенную на окраине леса.
Этот лес, как и дом героев, наполнен тьмой, даже если в окно льётся ослепляющий свет. Во многом такой эффект создан с помощью съёмки при натуральном освещении. Это место само по себе внушает паранойю - в доме на зрителя давят стены, в лесу - деревья. Даже без ведьм находиться в пространстве этого фильма неуютно. Ведьмы лишь подкрепляют неприятную атмосферу - и тоже неспроста, ведь сам Эггерс признаётся, что с детства боится образа колдуньи.
Этот фильм вовсе не для расслабляющего просмотра вечером. Мейнстримовские фильмы ужасов - это как хороший супермаркет, где ты получаешь то, что хочешь, но территория кино авторского - тот самый эггеровский лес. Так что смотреть стоит с осторожностью.
Неожиданно заявив о себе в 2015-ом году с фильмом о женской психологии в атмосфере лавкрафтовского ужаса, Эггерс продолжил в 2019-ом ("Маяк"), но уже заговорив о психологии мужской. И пока мы ждём "Северянина", можно вновь погрузиться в мрачный уголки сознания одного из самых перспективных хоррор-мейкеров современности.
Если вам понравился текст и вы хотите больше - поставьте лайк и подпишитесь на канал, а также пишите свои замечания и пожелания в комментарии.