OSS/BSS решения ─ основа работы любого оператора связи, MVNO или провайдера. Поговорим о том, что такое OSS и какой функционал выполняет OSS-часть в биллинговых системах.
Решения OSS (Operation Support System) ─ это системы взаимодействия с телекоммуникационным эксплуатационным оборудованием: коммутаторами, сетью электросвязи, АТС и прочими. Системы OSS отвечают за:
- учет сетевых ресурсов;
- управление заказами на услуги;
- мониторинг аварий;
- мониторинг производительности;
- управление сетевыми проблемами;
- мониторинг клиентских сервисов.
Что такое OSS в контексте биллинга
В биллинговых системах часть OSS ─ это минимально необходимая база для работы оператора связи или интернет-провайдера. Подсистема обеспечивает управление операционными процессами, учет и планирование телекоммуникационных ресурсов.
Функции подсистемы OSS:
- Формирование документации ─ как технической, так и абонентской ─ при предоставлении услуг связи;
- Обслуживание абонентов, включая пункты коллективного пользования;
- Сбор аварийных событий и устранение неисправностей;
- Сбор и предоставление в виде отчета ключевых параметров производительности сетевых элементов;
- Предоставление и развитие абонентских сервисов и служб;
- Взаимодействие с геоинформационной системой;
- Учет технических средств и систем электросвязи;
- Расчеты с абонентами;
- Подключение и отключение абонентов, активация услуг;
- Справочная система для пользователей;
- Предбиллинг;
- Контроль выполнения SLA;
- Защита от фрода и мошенничества, анализ подозрительных событий;
- Финансовая отчетность;
- Обработка платежей.
Использование только части OSS позволяет оператору связи предоставлять абонентами услуги и сервисы, тарифицировать, выписывать документацию, управлять сетью. При этом оператор не имеет доступа к маркетинговым инструментам и многобалансовости, не может пользоваться продуктовым каталогом и составлять профили абонентов для дальнейшей сегментации и персонифицированных предложений ─ все перечисленное уже относится к части BSS.