Найти тему

Свобода и капитализм

turov.pro
turov.pro

Собственно говоря, надо было бы озаглавить "буржуазия и свобода", но все же я решил оставить так как есть, чтобы избавится от излишней нарочитости - ведь слово "буржуазия", в отличие от более общего "капитализм", имеет сейчас больше исторический контекст. Не то, что вездесущие "предприниматели".

Как известно, начиная с 16 века, буржуазия в Европе шла к власти, мечтая о "свободе, равенстве и братстве". Купцы, банкиры, хозяева мастерских, хоть и ворочали иногда миллионами, испытывали такой же гнет феодальной знати и королевской власти, как самые простые труженики и крепостные, принадлежавшие к низшему сословию. Возможно именно это обстоятельство в долгосрочной перспективе повлияло на то, что представители буржуазии до сих пор представляют свои узкоклассовые интересы как интересы всего социума.

Руже де Лиль впервые исполняет Марсельезу - yarkprf.ru
Руже де Лиль впервые исполняет Марсельезу - yarkprf.ru

Во время Великой французской революции конца 18 века идея свободы впервые была сформулирована в виде лозунга. Этот лозунг принадлежал самым радикальным революционерам - якобинцам, которых свергла более умеренная часть победившей буржуазии. Их лидер Максимильен Робеспьер, использовавший в своей речи "Об организации национальной гвардии" лозунг "Свобода, Равенство, Братство" - Liberté, Égalité, Fraternité, - вместе с несколькими своими соратниками был казнен.

Якобинцы и сам Робеспьер стали историей , но лозунг их остался.

Это социальное завоевание, как лаконичная формула была зафиксирована в "Декларации прав человека и гражданина" Первой французской республики (1792-1804).

Там свобода определялась так:

Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому.

Но с тех самых пор по сегодняшний день, разве предприниматель, увольняющий толпу "лишних людей", оптимизируя производство, обрекая их на полуголодное существование не наносит вред этим людям? И разве предприниматель, особенно мелкий хан, третирующий своих подчиненных, пользующийся их бесправным положением не наносит вред их человеческой гордости и самолюбию?

Буржуазное общество на место физической, внеэкономической зависимости (крепостной крестьянин и барин-феодал) поставила зависимость экономическую - "предприниматель" - наемный труженик. И это остается актуально до наших дней. Мир состоит из хозяев и батраков, от мелких хозяйчиков до крупных хозяев и крупнейших хозяищ...

Борьба за свободу, которую вела буржуазия, продолжалась и в 19 веке, который весь прошел под знаком борьбы с пережитками феодализма. В схватках с монархиями и поддерживающими их помещиками, с привилегированным дворянством, буржуазия была поддержана рабочим классом, который служил ударной силой этой борьбы. И не раз был обманут, потому что буржуазная свобода, свобода такого государства - это свобода буржуазии - очередного господствующего класса.

audioboom.com
audioboom.com

В 19 веке такая буржуазия, боровшаяся с монархическими феодальными и полуфеодальными режимами в Европе часто именовалась и сама именовала себя "либералами", то есть либеральной буржуазией. Для того времени и по сравнению с феодальным беспросветным гнетом, конечно, буржуазные выборы и парламентаризм были шагом вперёд.

Но в двадцатом веке, когда появилась первая в мире социалистическая страна, а затем и многие другие страны вступили на этот путь, "либерал" утрачивает свою прогрессивную сущность. Хотя понятие "свободы" - остается, приобретая поистине магическую силу. Нет такого руководителя, европейского и особенно американского, который бы не восхвалял "свободу", не "апеллировал к "свободе", не спекулировал на ней...

Так что же такое свобода вообще при буржуазном строе, в котором мы сейчас варимся?

Представим себе богатый дом, куда пробрался вор. Для собственника всякие политические и юридические поползновения на доходы - есть именно такое вот действие - воровство из его кармана или собственного дома. И неважно что об этом думают коллективы и отдельные граждане. В доме есть сторожевые собаки, обученные ловить и нейтрализовать непрошеных гостей, не причиняя им ненужного вреда.

Вы стоите перед собакой и смотрите на нее, а собака смотрит на вас. Вы не двигаетесь, до прихода хозяев вы можете только говорить.

Это и есть свобода буржуазного общества - вы можете о чем угодно говорить, ругать хозяев, корчить рожи... Как вариант - стоять или ходить с обличающим плакатом.

Звериное чутье не уловит от вас опасности. Но если вы только дернетесь и протянете руки к имуществу хозяина - реакция последует незамедлительно.

Если вы введете крупный налог на добычу полезных ископаемых, но забудете компенсировать эту меру налоговыми послаблениями... Если вы обладаете возможностью ограничить доходы или обнародовать какую-то важную информацию, резко понижающую рейтинги "хозяина", могущие резко сократить объем продаж или способны повлиять на принятие законов, ограничивающие доходы или (о боже!) вообще что-то отнять - то... . Если вы покушаетесь на то, что хозяин считает своим - расплатитесь здоровьем или даже жизнью - смотря по обстоятельствам и размеру вашей "наглости".

Есть у буржуазной свободы и еще один аспект.

Перефразируя известное высказывание о том, что личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, можно сказать и то, что буржуазная свобода заканчивается там, где начинаются огороды, пастбища, овощные базы, заводы, магазины, финансовые организации, принадлежащие буржуазии, а это, в общем, и есть все пространство, в котором мы живем.

А между этими оазисами труда есть узкие области относительной свободы - да вот беда, там голод и нищета...

Попадая же на работу в качестве наемного работника, вы сразу лишаетесь всех "прав", а соответственно и "свободы".

Нет свободы ни внутри корпорации, как и внутри маленькой фирмы нет никакой свободы и демократии. Везде царит вечный древний закон почитания великого вождя, хана, барина. Следование его воле. Беспрекословное подчинение и иерархия, как в кочевом стойбище. А экономическое принуждение, общая обстановка униженного поиска работы, лишает вас возможности послать "хозяина" и найти себе другое место. Вы можете только бросить работу, чтобы глодать корку и отбиваться от коллекторов. Каждому приходится держаться ниши, в которую его вынесла судьба.