Собственно говоря, надо было бы озаглавить "буржуазия и свобода", но все же я решил оставить так как есть, чтобы избавится от излишней нарочитости - ведь слово "буржуазия", в отличие от более общего "капитализм", имеет сейчас больше исторический контекст. Не то, что вездесущие "предприниматели".
Как известно, начиная с 16 века, буржуазия в Европе шла к власти, мечтая о "свободе, равенстве и братстве". Купцы, банкиры, хозяева мастерских, хоть и ворочали иногда миллионами, испытывали такой же гнет феодальной знати и королевской власти, как самые простые труженики и крепостные, принадлежавшие к низшему сословию. Возможно именно это обстоятельство в долгосрочной перспективе повлияло на то, что представители буржуазии до сих пор представляют свои узкоклассовые интересы как интересы всего социума.
Во время Великой французской революции конца 18 века идея свободы впервые была сформулирована в виде лозунга. Этот лозунг принадлежал самым радикальным революционерам - якобинцам, которых свергла более умеренная часть победившей буржуазии. Их лидер Максимильен Робеспьер, использовавший в своей речи "Об организации национальной гвардии" лозунг "Свобода, Равенство, Братство" - Liberté, Égalité, Fraternité, - вместе с несколькими своими соратниками был казнен.
Якобинцы и сам Робеспьер стали историей , но лозунг их остался.
Это социальное завоевание, как лаконичная формула была зафиксирована в "Декларации прав человека и гражданина" Первой французской республики (1792-1804).
Там свобода определялась так:
Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому.
Но с тех самых пор по сегодняшний день, разве предприниматель, увольняющий толпу "лишних людей", оптимизируя производство, обрекая их на полуголодное существование не наносит вред этим людям? И разве предприниматель, особенно мелкий хан, третирующий своих подчиненных, пользующийся их бесправным положением не наносит вред их человеческой гордости и самолюбию?
Буржуазное общество на место физической, внеэкономической зависимости (крепостной крестьянин и барин-феодал) поставила зависимость экономическую - "предприниматель" - наемный труженик. И это остается актуально до наших дней. Мир состоит из хозяев и батраков, от мелких хозяйчиков до крупных хозяев и крупнейших хозяищ...
Борьба за свободу, которую вела буржуазия, продолжалась и в 19 веке, который весь прошел под знаком борьбы с пережитками феодализма. В схватках с монархиями и поддерживающими их помещиками, с привилегированным дворянством, буржуазия была поддержана рабочим классом, который служил ударной силой этой борьбы. И не раз был обманут, потому что буржуазная свобода, свобода такого государства - это свобода буржуазии - очередного господствующего класса.
В 19 веке такая буржуазия, боровшаяся с монархическими феодальными и полуфеодальными режимами в Европе часто именовалась и сама именовала себя "либералами", то есть либеральной буржуазией. Для того времени и по сравнению с феодальным беспросветным гнетом, конечно, буржуазные выборы и парламентаризм были шагом вперёд.
Но в двадцатом веке, когда появилась первая в мире социалистическая страна, а затем и многие другие страны вступили на этот путь, "либерал" утрачивает свою прогрессивную сущность. Хотя понятие "свободы" - остается, приобретая поистине магическую силу. Нет такого руководителя, европейского и особенно американского, который бы не восхвалял "свободу", не "апеллировал к "свободе", не спекулировал на ней...
Так что же такое свобода вообще при буржуазном строе, в котором мы сейчас варимся?
Представим себе богатый дом, куда пробрался вор. Для собственника всякие политические и юридические поползновения на доходы - есть именно такое вот действие - воровство из его кармана или собственного дома. И неважно что об этом думают коллективы и отдельные граждане. В доме есть сторожевые собаки, обученные ловить и нейтрализовать непрошеных гостей, не причиняя им ненужного вреда.
Вы стоите перед собакой и смотрите на нее, а собака смотрит на вас. Вы не двигаетесь, до прихода хозяев вы можете только говорить.
Это и есть свобода буржуазного общества - вы можете о чем угодно говорить, ругать хозяев, корчить рожи... Как вариант - стоять или ходить с обличающим плакатом.
Звериное чутье не уловит от вас опасности. Но если вы только дернетесь и протянете руки к имуществу хозяина - реакция последует незамедлительно.
Если вы введете крупный налог на добычу полезных ископаемых, но забудете компенсировать эту меру налоговыми послаблениями... Если вы обладаете возможностью ограничить доходы или обнародовать какую-то важную информацию, резко понижающую рейтинги "хозяина", могущие резко сократить объем продаж или способны повлиять на принятие законов, ограничивающие доходы или (о боже!) вообще что-то отнять - то... . Если вы покушаетесь на то, что хозяин считает своим - расплатитесь здоровьем или даже жизнью - смотря по обстоятельствам и размеру вашей "наглости".
Есть у буржуазной свободы и еще один аспект.
Перефразируя известное высказывание о том, что личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, можно сказать и то, что буржуазная свобода заканчивается там, где начинаются огороды, пастбища, овощные базы, заводы, магазины, финансовые организации, принадлежащие буржуазии, а это, в общем, и есть все пространство, в котором мы живем.
А между этими оазисами труда есть узкие области относительной свободы - да вот беда, там голод и нищета...
Попадая же на работу в качестве наемного работника, вы сразу лишаетесь всех "прав", а соответственно и "свободы".
Нет свободы ни внутри корпорации, как и внутри маленькой фирмы нет никакой свободы и демократии. Везде царит вечный древний закон почитания великого вождя, хана, барина. Следование его воле. Беспрекословное подчинение и иерархия, как в кочевом стойбище. А экономическое принуждение, общая обстановка униженного поиска работы, лишает вас возможности послать "хозяина" и найти себе другое место. Вы можете только бросить работу, чтобы глодать корку и отбиваться от коллекторов. Каждому приходится держаться ниши, в которую его вынесла судьба.