Никогда не думал, что математика мне может пригодиться, а теперь я зарабатываю ею на жизнь
Когда в старших классах я участвовал в олимпиадах по математике, я это делал просто потому, что мне нравилось. Очень сильное чувство, когда побеждаешь на городе или области. Да и просто когда получается решить задачу, которая сложная и ты её видишь в первый раз — чувствуешь себя победителем. Поэтому втягиваешься в эту деятельность и получаешь наслаждение. А по дороге ещё и квалификация как математика, физика, информатика и химика растёт.
О каких-то далеко-идущих планах тогда не думал. И, по всей видимости, когда люди достигают в чём-то огромных успехов, на начальном этапе они в эту деятельность втягиваются просто потому, что им нравится это делать. И только потом приходит высокая квалификация, а потом и успех.
В обратную сторону работать не будет. Даже если есть высокая квалификация но работа не нравится, человек только и будет думать, как от неё избавиться. Большого результата с таким отношением не получится. Только когда вкладываешь душу — становишься известен людям и производишь очень много чего-то ценного.
Надо вкладывать душу.
А значит и смотреть надо в первую очередь на то, куда тянет само по себе.
В 90-х очень многих детей родители массово отправили учиться на экономистов и юристов. Не глядя на то, лежит к этому душа или нет. Экономистов и юристов было мало, они были нужны. И что мы имеем сейчас? На рынке полно и тех, и других. Но хороших экономистов и юристов мало. Почему? Да потому, что для высокого уровня надо дорасти. А для этого надо иметь желание заниматься темой даже без денег или при небольших деньгах. Только так идёт любой рост. И надо быть готовым долго жить в таком режиме. Речь о годах.
Вот я и стал заниматься математикой и физикой просто потому, что нравилось
Спасибо за это моей учительнице по математике Ирине Фёдоровне Бородиной, которая в 8-м классе подсказала идею о существовании такого явления как олимпиады. После чего я пошёл и поучаствовал в школьной и районной олимпиаде.
Школьную — выиграл. А районную — завалил. Но я успел почувствовать вкус этой борьбы и мне понравилось. И первый проигрыш только подхлестнул моё желание активно заниматься олимпиадами.
Про моё олимпиадное движение, мой рост, — напишу как-нибудь отдельную статью. Ибо тема сама по себе интересная и объёмная со своими приколами :)
А вот для будущего олимпиады дали мне МФТИ
Просто в некоторый момент на областной олимпиаде я получил приглашение поучаствовать в пробных экзаменах МФТИ.
Это было весело и я поехал. И написал всё на полный балл. Что было почти невероятно, но об этом я узнал только потом. Узнал бы раньше, не факт, что написал бы :)
Учёба в МФТИ, аспирантура, Физтех-Колледж — это всё отдельная тема. По каждой из них можно написать по десятку статей.
Но как результат — я сейчас репетитор по физике и математике.
И то, что в школе я активно шерстил эти предметы вдоль и поперёк, потому МФТИ, дало мне глубокое знание этих предметов и школьной программы.
И когда я начинал заниматься преподаванием, я думал, что все преподаватели знают эти предметы так же как я. Особенно, если у них профильное педагогическое образование.
Как же я ошибался
Как оказалось, школьные учителя бывают разные. Как и репетиторы. Особенно репетиторы. Что они говорят и чему учат — это просто бывает какая-то катастрофа.
В школе ещё хоть какой-то контроль есть. Но приём в 90-е и 2000-е в пед вузы детей по остаточному принципу (если ты дурак — иди в пед, тебя туда возьмут), сделал своё дело.
Квалификация преподавателей в школе уже упала и продолжает падать. Про репетиторов — ситуация ещё хуже. Потому что в репетиторы идут или самые лучшие, каких мало и они дорогие. Или самые худшие, которых даже в школу не берут :)
Хорошее знание математики и физики — это моя сильная сторона, мой козырь
Благодаря этому я могу воспитывать следующие поколения физиков и математиков просто сходу. Потому что уже есть обкатанная не один раз схема объяснений и пласт задач под каждую тему. Некоторые из задач просто помню наизусть, так что даже задачник бывает не открываю.
Что не означает, что задачники не нужны. Нужны и много. Всех задач не упомнишь. Да и детям надо давать решать самостоятельно.
Только при самостоятельной работе один на один с задачей идёт рост.
Так же здорово помогает отработанный навык объяснять. На олимпиадах и экзаменах надо было всё разжёвывать и показывать откуда что взялось. А поскольку я поступил во все ключевые вузы Ярославля, устных и письменных экзаменов по физике-математике на выпуске из школы я сдал около 15 штук. Плюс олимпиад разного уровня и направления за 2 года было около 30-ти штук. А чтобы олимпиаду написать, к каждой из них шла подготовка, как правильно всё объяснять и оформлять.
Как результат, я научился объяснять всё, что угодно. И при этом быстро перескакивать с раздела на раздел.
Что невероятно сильно пригодилось при обучении детей.
Ключевой навык учителя — быстро переключаться между уровнями сложности.
Например, решаем показательное уравнение и ребёнок арифметику посчитать не может. Но он этого не говорит, у него просто не получается.
Как поступает обычный, не опытный человек в такой ситуации. Он будет ещё раз объяснять, что такое показательное уравнение. Ученик вроде понял, но пример всё равно не решается. Что дальше делает не опытный преподаватель? Он начинает злиться, а потом орать. И всё становиться только хуже. Потому что теперь к тому, что ученик не понимает, добавляется то, что он теперь боится человека, который рядом.
Как поступаем мы. Если ученик что-то сделать не может, а тема ему уже объяснена дважды и её он понял, тогда переключаемся прямо на то, что у него не получается в данную секунду.
И тут нужен ещё один навык — видеть, что ребёнок делает сию секунду и что у него прямо сейчас не получается
Например, мы решаем показательное уравнение. И начинающие преподаватели они только это и видят. А более опытный видит, что ребёнок прямо сейчас дроби сложил неправильно.
Что делает неопытный? Начинает орать. Ну или злиться.
А более опытный откладывает тему показательных уравнений и переключается на правила работы с дробями.
Не опытному преподавателю кажется, что это откат назад и замедление работы.
А на самом деле без этого действия никакого движения вперёд точно не получится. Так что это вынужденный откат назад, но в целом это будет самое быстрое движение вперёд.
Если есть пробелы на ранних стадиях — самое лучшее, что можно сделать, — это ликвидировать эти пробелы.
И тут може возникнуть другая проблема
Родители могут хотеть быстрых результатов и давить на это
И лучший ответ родителям — как в притче:
Однажды царь Птолемей I-й спросил Евклида: "Нет ли в геометрии более короткого пути, чем тот, который предложен Евклидом в его книгах?". На это Евклид ответил, что для царей в геометрии нет особого пути.
Обучение и возможность обучаться — это большая роскошь
Для обучения надо иметь много свободного времени. Даже не денег. А много времени. И терпения. Ну это само собой. Главное — времени.
Сейчас время — становится главным дефицитным ресурсом.
И как выясняется из притчи — так было всегда.
Ну а если хочется ускориться и заниматься с наставником, который ускоряет путь раз в 100, то нужны ещё и деньги.
Но настоящее знание за деньги не купишь
Опыт нарабатывается временем, терпением, трудом.
Я знаю кратчайшие пути в математике и физике. Но слово «кратчайшие» может вводить в заблуждение.
Это совсем не значит, что этот путь короткий.
Он совсем не короткий. А очень даже длинный.
Представьте, что вам из Москвы надо попасть пешком на Камчатку. И другого способа нет. Пока не научились как в «Матрице» заливать опыт прямо в человека. Значит надо топать.
И в чём мастерство наставника и его польза. А в том, что вы не пойдёте сначала в Европу или Египет, как было бы без наставника. Не забредёте в болото и не полезете без нужды на Эверест. Не попадёте в непролазную тайгу и т.д. Так что и без того не короткий путь удлинится безмерно.
Да, ваш учитель сделает ваш путь короче и намного. Но даже этот путь будет очень длинным и очень тяжёлым. Но он станет вам по силам. В отличие от непомерной тяжести пути в одиночку.
И сейчас я хорошо зарабатываю как репетитор
И делаю очень полезное для России дело.
А это не водку производить или пиво продавать. Или производить пластиковые одноразовые стаканы, которыми всё засоряют.
Я горжусь своей работой и своими результатами.
Резюме
Изучайте математику и то, к чему лежит душа. Вам хочется чего-либо не просто так. Так что идите на зов души и реализуйте себя!
А зачем это было нужно — потом разберётесь.
Другие мои статьи: