Кто такой Никлас Натт-О-Даг?!
Когда я восторженно кричал "А-а-а!" и "Офиге-е-еть!!!" в машине после прослушивания его романа "1793. История одного убийства", мне вдруг подумалось. Может, это никакой не шведский писатель, а, скажем, проект Первого канала?
Например, Дмитрий Киселев (чур меня, чур!) решил вскрыть свои литературные таланты и ворвался в мировую художественную словесность с экзистенциальным историческим детективом о кромешной безысходности шведской жизни? Внезапно.
Или наш посконный Алексей Иванов, проживая в Бирмингеме, вознамерился бомбануть?! Почему бы не стать современным Достоевским "из Швеции"?!
Как известно, в ризоме возможно всё. И я не удивлюсь, если какой-нибудь талантливый русский националист вдруг под шведским псевдонимом напишет новое евангелие.
Но, чу! Похоже, нет. Натт-О-Даг - настоящий! И фотографии есть. Застенчивый сорокалетний писатель из Стокгольма. Издан в тридцати странах. Есть даже его видеообращение к русскому читателю.
"1793" - его первый роман, написанный в 2017 году. В России перевод вышел осенью 2019. Сейчас вот вышла вторая книга Никласа - "1794".
В каком жанре работает Натт-О-Даг?
Я бы сказал так: исторический скандинавский нуар-детектив. [Кстати, чего в "1793" больше, истории или детектива - это вопрос.]
Предварю (традиционно) описание собственно романа предупреждением. Он маркируется 18+ совершенно справедливо. Многих может шокировать натурализм, насилие и дисгастинг-контент. Я тоже не из сильнонервных, поэтому чуть проматывал некоторые буэ-подробности. Если соберетесь читать, имейте в виду.
Итак, после разочарования от чтения книги про муравьёв "Ангелы и насекомые" (кроме великого романа "Обладать" великая писательница А. Байетт ничего великого, к сожалению, не написала) я скачал вышеназванный шведский нуар. Осень, Питер Хёг, сериал Мост, Эмили Джейн Вайт и всё такое.
И, что называется, как включил аудиокнигу в наушниках, так не смог оторваться. За 3 дня проглотил 500 страниц. Даже спал в наушниках. Да шучу.
Что сказать?! Это the real thing, это панк-рок и Бенедикт Камбербэтч!
После Великой французской революции 1792 года шведские власти усиливают контроль над вольнодумным (впрочем, и над якобы вольнодумным) населением. Охранка всячески выявляет и нейтрализует смутьянов, якобинцев и провокаторов. Пальты (полицейские из полиции нравов) сторожат суверенитет родины не только в Стокгольме, но и "в регионах". Шведский народ же не хочет как на.. во Франции!
1793 год - Швеция измождена войной с Россией. Кроме того, в 1792 г. выстрелом в спину убит "просвещенный" король Густав III. В общем, в Швеции - безвременье междуцарствия.
Поэтому свою страну конца XVIII в. Натт-О-Даг увлекательно и подробно живописует в самых мрачных красках (кстати никто его врагом Швеции на ток-шоу не объявляет). Зловоние, нечистоты, грязь, отсутствие гигиены, алкоголизм, рабство, бесправие (женщина - чуть ли вообще вне "закона"), доносительство, детский труд, умалишенные, суеверия, безграмотность, голод, жестокость, казнь как концерт Битлз, произвол...
[Так красиво, гнетуще и ярко мог рассказать о Европе и вреде революций только Дмитрий Киселёв, поэтому я и подумал...]
И среди этой мглы - два противостоящие ей человека. Один, интеллектуал и философ, умирает от чахотки. У второго вместо левой руки деревянный протез, и он бывший военный моряк (потерял руку в бою с русскими). Критики назвали их классическими Холмсом и Ватсоном. Но по мне - так это нечто большее.
Это трогательная бессловесная мужская дружба. Душераздирающая, на самом деле. Один субтильный почти мертвый [Гамлет] идеалист- дворянин, другой - грубый покоцанный жизнью калека-алкоголик. На какие-то дни-часы их сталкивает судьба. Они идут по следу зверя. Пожалуй, эта тонкая диалектика "сыщиков" - и есть изюминка романа.
Да, в романе есть исчадье ада, зверь. Кто он и почему, как водится, выясняется в самом конце книги. Изящно.
Вообще, Натт-О-Даг сочинил изящную колоритную историю. Роман состоит из 4 самодостаточных частей. Их можно воспринимать как готические новеллы. Экспрессионистский романтизм. Театр жестокости А. Арто. Но каждая из этих новелл великолепно дополняет другую и слагается в общий брейгелевский пазл.
Мне особенно понравилась часть о судьбе девушки-сироты, которую пьяный пастор объявляет блудницей и сдаёт пальтам в "исправительный дом". Да это же наша русская история! - думаешь, читая взахлёб. Break on through to the other side!!!
Всё-таки "1793" - детектив или художественная проза? Я бы не хотел в данном случае разделять эти два понятия. Достоевский - детектив? А Умберто Эко? А фильм "Настоящий детектив" детектив? Да и роман-пеплум "Тобол" просто историческим детективом не назовёшь.
Натт-О-Даг - это шведский Алексей Иванов. (Если это Вы, Алексей, перелогиньтесь!). Эта ассоциация ближе всего, на мой вкус. Плюс Эко и Хёг. Ну да, еще Борис Акунин мог залогиниться. Да и, честно говоря, Водолазкин тоже.
Язык повествования хороший, густой, мрачнокрасочный. Не пунктир. Причем, повторюсь, не столько детектив читаешь, сколько с удовольствием погружаешься в исторический роман.
Что могу сказать.. Браво, Никлас!
Даже если ты - мистификация Первого канала:)
"Полицеймейстер стоял у окна и почесывал за ухом довольно мурлычущего кота. Они с Винге почти ровесники, но за последний год Норлин сильно постарел и выглядит намного старше своих тридцати. Ворот форменного мундира натирает кожу, он то и дело тянется почесать шею, но рука останавливается на полпути и возвращается к коту. Норлин проследил за взглядом Винге и улыбнулся:
– Единственное существо в этом доме, кто сохраняет здравый смысл. К тому же умеет расставлять приоритеты."
Еще:
Дугин А. Введение в понимание сегодняшнего дня(коротко)
СЕДЬМАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА. Кто Ybил Ролана Барта?
Тайна Ангарского маньяка. Очень хороший человек
Фильм "Тобол" - полная бугага из романа А. Иванова
В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ