В предыдущих статьях я уже рассказывала о том, что подрабатываю репетитором. Сейчас этот вид деятельности можно развивать в двух направлениях: работать исключительно на себя или устроиться в образовательный/ языковой центр/ онлайн-школу. В первом случае всю или почти всю прибыль получаете вы. Но прежде чем получать прибыль, нужно найти клиентов. Если вы работаете давно, то, понятно, будет проще: помогут рекомендации друзей друзей. Но если вы только начинаете, то придется изрядно постараться, чтобы набрать учеников. Скажу честно, мне не удалось.
Я зарегистрировалась на PROFI.ru. Но если вы новичок, то ученики не идут, потому что у вас нет отзывов и рейтинга; у вас нет отзыва и рейтинга, потому что ученики не идут. Один заказ мне все-таки удалось получить, но даже после очень хорошего отзыва дело особо не сдвинулось. Один мой друг сумел все же таким способом с нуля набрать учеников. Но для этого ему примерно неделю пришлось провести без отрыва от телефона. Это очень изнуряюще.
Параллельно я прошла собеседование в новой онлайн-школе. Она только начинала раскручиваться, а я только начинала свою онлайн-деятельность. Мы друг другу подошли.
Конечно, в таких случаях есть опасность, что школа не сможет раскрутиться. Но в моем случае этого не произошло. Школа очень быстро развивается и, вероятно, сейчас в нее попасть уже сложнее. По крайней мере, в известные онлайн-школы устроиться весьма непросто.
Работая в какой-либо организации преподаватель, разумеется, получает значительно меньше того, что платит ученик. Но это не относится к специфическим особенностям онлайн-образования. То же самое и в любом развивающем или языковом центре. Это логично и справедливо, на мой взгляд. Зато в этом случае преподаватель избавлен от необходимости самостоятельно искать учеников и выполнять всю организационную работу. Кроме того, люди все-таки больше доверяют организации, чем частным лицам, что тоже вполне оправданно.
Из специфических минусов я бы назвала слишком сильную зависимость от техники. Если с интернетом или компьютером вдруг что-то пойдет не так, то урок просто пропадет и исправить это никак не получится.
Также в онлайн-школе меня сильно удивили довольно жесткие правила и контроль. Например, ученику нельзя сообщать свои личные данные. То есть ученики не знают фамилии преподавателя, в каком городе он живет. Вы не можете дать ему ссылку на свои социальные сети. Казалось бы, это вещи не первой необходимости. Но мне, например, некомфортно. Я привыкла устанавливать очень открытые отношения. Важно показать не только свой профессионализм, но и свою личность. И те проекты, которые я веду или организовываю и информация о которых есть в социальных сетях, недоступна моим ученикам. А значительная (и достаточно яркая) часть меня остается в тени. Понятно, что школа опасается, что вы просто переманите учеников и будете заниматься с ними в частном порядке. Но в языковых школах обычного формата такого нет, хотя они тоже могли бы опасаться подобного. В обычной языковой школе можно и даже нужно дать свои контактные данные. Можно свободно отменить или перенести урок. В онлайн-школе такой свободы нет. Если преподаватель отменит урок меньше чем за 24 часа, то он получит штраф.
Однако есть и несомненные плюсы. Во-первых, гибкость графика. Мне становятся доступны те часы, которые я не рассматривала бы в качестве рабочих, если бы преподавала в традиционном живом формате. Об одной из таких ситуаций я писала здесь. Кроме того, предположим, что вы немного простудились. Выходить на улицу сенью или зимой не хочется, лишний раз напрягаться из-за сборов и дороги сил нет. Это значит, что скорее всего урок будет отменен. Зато при тех же обстоятельствах провести урок онлайн гораздо больше шансов.
Во-вторых, расширяется география. У меня были ученики совершенно из разных городов и даже стран. Это, кстати, тоже очень интересный опыт.
Ну и еще один, лично для меня важный фактор: возможность свободно выбрать место жительства и род деятельности. Для провинции очень актуальный вопрос. Я люблю свой город и не хочу из него уезжать. Но предположим, что в местных школах нет вакансий. А я хочу заниматься именно педагогической деятельностью. Это значит, что мне придется идти на компромисс с собой и выбирать. Либо я живу в городе, где комфортно, и меняю род деятельности. Либо переезжаю и занимаюсь тем, чем хочу заниматься.
Теперь такой дилеммы нет, как и нет ряда других проблем, о которых я писала ранее:
Выход есть: что ждет специалистов в провинции и как этого избежать.
Что такое работа мечты и как ее найти.
Всем хорошего дня и любимой работы он- или оффлайн :)