Найти тему
66.RU

Историк — о европейских ноу-хау у старообрядцев

Фото: Константин Мельницкий, 66.RU
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

Дмитрий Редин из тех ученых, которые ищут смыслы. Он заведующий кафедрой истории России департамента «Исторический факультет» Института гуманитарных наук и искусств УрФУ, заведующий лабораторией эдиционной археографии. Дмитрий рассказал нам о работе с источниками и старообрядцах-карикатуристах.

Дмитрий Редин входит в число ученых, благодаря которым в 2013 году УрФУ получил мегагрант на поддержку исследовательского проекта «Возвращение в Европу: российские элиты и европейские инновации, нормы и модели (XVIII — начало XX в.)». Именно в рамках этого гранта в УрФУ появилась лаборатория эдиционной археографии.
Дмитрий Редин входит в число ученых, благодаря которым в 2013 году УрФУ получил мегагрант на поддержку исследовательского проекта «Возвращение в Европу: российские элиты и европейские инновации, нормы и модели (XVIII — начало XX в.)». Именно в рамках этого гранта в УрФУ появилась лаборатория эдиционной археографии.

Мы пытаемся понять прошлое, а ведь это то, чего уже нет. А что есть? Есть исторические источники, физические остатки прошлого. Для археолога это какие-то предметы, артефакты, для историка — письменные тексты, рукописи, документы. Через них мы пытаемся реконструировать былое, точнее — понять мотивы и поведенческие стратегии человека прошлого. В этом, наверное, главная задача историка. Клиффорд Гирц, известный американский автор, сказал: «Задача естественных наук — сформулировать законы природы, задача гуманитарных наук — понять смыслы». Не ручаюсь за точность цитаты, но идея такова.

Корректно работать с источником — тяжело, это сама по себе наука. Если просто взять в руки, например, документ XVII или XVIII в. и прочитать его (а это тоже надо уметь), никакой связной истории вы там не найдете. Специально для нас, потомков, там ничего нет. Очень мало текстов создавалось специально для того, чтобы удовлетворить наше любопытство.

Даже летописи, которые, казалось бы, рассчитаны на потомков, тоже писались не для нас. Особенно древнейшие летописи — по сути сакральные тексты, тексты кануна Судного дня. Мы сегодня совсем другие: по стилю мышления, по образу жизни, по отношению к времени и пространству. Историк и должен понять, для чего создавались те или иные сочинения, что ждали их авторы и читатели того времени. И уже на основании этого попытаться воссоздать эпоху. Свое представление о прошлом.

На Урале древних текстов (старше XVI в.) нет. В этом смысле мы проигрываем университетам не только Запада, но и нашим столичным. Но у нас есть другие, очень интересные источники, в том числе позволяющие изучать российские древности. Например, старообрядческая литература.

Старообрядцы сумели сохранить в своей книжности традиции древнерусской литературной культуры. Даже создавая свои тексты шариковыми ручками в школьных тетрадях, они сохраняют приверженность полууставному древнему письму, нормам древнерусского языка (конечно, с неизбежными упрощениями). Они и сами по себе носители традиции, как люди, а еще у них на руках есть немало книг, которые могут рассматриваться как источники. Добавьте к этому великолепные фонды горнозаводских архивов — это сотни тысяч документов начиная с XVIII в. Есть еще превосходные книжные собрания гражданской печати, перешедшие в университет вместе с библиотекой Царскосельского лицея. Всё это формирует здесь, у нас, мощный комплекс источников, из которого можно извлекать массу информации.

В хранилище редких книг собрано немало раритетов. Четыре года назад в рамках проекта «Возвращение в Европу» в УрФУ организовали экспозицию, в которой представлены книги, изданные в Европе, и их переводы, выполненные в то же время.
В хранилище редких книг собрано немало раритетов. Четыре года назад в рамках проекта «Возвращение в Европу» в УрФУ организовали экспозицию, в которой представлены книги, изданные в Европе, и их переводы, выполненные в то же время.

Старообрядцы в восприятии широкого круга людей — это косные, закрытые люди, чуждые всяким новшествам. Отчасти такое представление они создавали о себе сами. Однако изучая источники, мы пришли к парадоксальным выводам: будучи подчеркнуто закрытым сообществом, старообрядцы Урала активно впитывали и использовали европейские инновации того времени. Это касается как технической стороны, так и каких-то культурных заимствований.

В старообрядческих книгах XVIII в. с вполне каноническими библейскими текстами иллюстрации зачастую носят элемент политической сатиры, обличающей светскую власть. К примеру, в одном из списков «Апокалипсиса» 1730-х гг. антихристовы последователи изображены в мундирах петровских солдат, а некоторые из них имеют прямое портретное сходство с царем-реформатором, которого старообрядцы считали самим Антихристом. Да и сами иллюстрации — и композиционно, и по технике изображения — являют пример использования и переосмысления модерной западной традиции в русском средневековом контексте.

Изучение духовной культуры через призму старообрядцев вывело нас на еще одну тему — история уральской буржуазии. Старообрядцев нельзя рассматривать только как носителей книжной традиции. В первую очередь они активные участники бизнес-процессов того времени. Эти люди задавали тон в определении облика Урала. Да, были, условно говоря, Демидовы и Строгановы — люди не старообрядческого происхождения. Но были и другие, со временем занявшие лидерские позиции. Харитоновы, Расторгуевы, Рязановы, Нуровы, Ошурковы, Казанцевы… Всё архитектурное наследие старого Екатеринбурга, эти усадьбы, которые стоят на нынешних улицах Чапаева, Розы Люксембург, Декабристов, — всё это достояние старообрядческих кланов.

В усадьбе Ошурковых на ул. Чапаева сегодня находится Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. А еще ходят слухи, что здесь живет привидение.
В усадьбе Ошурковых на ул. Чапаева сегодня находится Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. А еще ходят слухи, что здесь живет привидение.