Чем меньше времени современный подросток будет проводить у компьютера, телефона, телевизора – тем, несомненно, лучше.
Гаджеты вызывают психологическую зависимость у всех людей (и у взрослых, и у детей). Не следует забывать и про вред, который они наносят зрению, особенно у подростков.
Глазной аппарат в подростковом возрасте находится в процессе формирование и роста, а повышенные нагрузки на него в виде чтения с близкого расстояния (менее метра), чтения и просмотра телепередач лежа и в течение длительного времени ни к чему хорошему не приводят. Глаз привыкает смотреть близко, ему так привычно и удобно, а смотреть вдаль – это же напрягаться, а зачем? Так и возникает близорукость, которая получила массовое распространение среди молодых людей в возрасте 10 - 18 лет, а иногда уже с дошкольного возраста.
Приближать к лицу предметы для рассматривания не желательно ближе 40-50 см.
Читать, рассматривать что-либо на таком близком расстоянии непрерывно нельзя более часа, далее необходимо дать себе отдых не менее 15-20 минут. Правильное положение тела во время работы с устройством тоже имеет значение.
Не лишним будет пару раз в сутки выполнять несложный комплекс упражнений, тренирующий ослабленные глазные мышцы (круговые, горизонтальные, вертикальные движения глазных яблок, тренировка аккомодации: смотреть то вдаль, то близко и так 10-20 раз подряд). Нагрузка на зрительный аппарат ребенка сейчас высока, но можно попытаться устранить ее вред или свести его к минимуму.
Подростки на маленьком экране гаджета с расстояния в 40-45 см. не в состоянии рассмотреть детали и вынуждены приближать экран, а последствием такого действия неминуемо становится ухудшение зрения.
Проблема в том, что редко это происходит быстро, чаще снижение остроты зрения происходит постепенно и не заметно как для ребенка, так и для его родителей.
Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий. Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых. Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица, а это может привести к её воспалению и прочим неприятным последствиям.
С взрослением у таких людей зрение только продолжает ухудшаться. Альтернативой могут служить очки, ношение контактных линз или операция. Выбор жизненного пути по многим специальностям у близоруких людей ограничен. Но зачем сначала причинять проблему, а потом с ней героически бороться? Не проще ли предотвратить, предостеречь?
Использование современных цифровых технологий не является вредным по своей природе и может дать человеку преимущества в современном мире. Некоторое количество времени для занятий с компьютером, да еще и с перерывами на гимнастику или просто иной род деятельности лучше, чем совсем ничего. Еще один минус увлечения гаджетами - отказ от досуга на воздухе и физической культуры и спорта.
Окунувшись в увлекательный виртуальный мир, подростки забывают о сне, здоровом питании и общении с друзьями. В этом виртуальном мире они могут быть сильными, смелыми, богатыми, знаменитыми, красивыми и еще много какими, но это ничего общего не имеет с реальностью. Однако, при сравнении того, что есть в реальности и того, кем они являются в виртуальном мире, подростки все чаще отдают предпочтение легкому цифровому пути, а не реальному жизненному.
По данным от психологов максимальное время для общения с гаджетами учащихся младших классов - один час в день (для сравнения: сейчас в период изоляции только на видеоконференции и выполнение домашних заданий у учеников уходит в пределах 2-3 часов в день). А еще остаются интересы, общение и это еще добавляет времени, проводимого в общении с маленьким экраном, да хоть и с экраном монитора компьютера, принципиально это ничего не меняет. Точка видения остается очень близкой, а значит, отрицательно влияет на зрение детей и подростков.
Для подростка-старшеклассника допустимые временные рамки несколько шире. Для сидения за компьютером максимальное время для школьника 14-15 лет составляет 4-5 часов в день, для смартфонов - около 2 часов. Не следует думать, что можно сидеть 4 часа за компьютером, после еще 2 часа за смартфоном и еще за телевизором пару часов!!! Это время не должно складываться, а только учитываться в общем суммарном варианте.
Для благоприятного и комфортного обучения правилам общения подростка с электронными устройствами самим родителям придется избавиться от привычки коротать время, уткнувшись носом в смартфон. Пример родителя – вот основной момент правильного воспитания.
Современные подростки все чаще предстают нам в образе худощавой сущности, уткнувшейся в гаджет и кушающей чипсы. И это уже никого не удивляет. Им присуща повышенная лабильность в получении и добывании информации. Они хотят получать информацию легко, без труда и нервничают, если у них за минуту не получилось «скачать или найти».
Эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки. Такую краткую, не интеллектуальную информацию легче воспринимать, но не заставляет думать, но легко позволяет адаптироваться к требованиям современного стандарта общения у подростков, к требованиям школьных заданий и контрольных, даже к ЕГЭ.
Поколение Z (2000х годов) – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо. Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из поколения 2000х составляет 8-10 секунд. Уже давно возникло СМС-очное мышление. Посмотрите на современную переписку в гаджетах детей. Вы редко увидите там предложения без ошибок, а так же общей длинной более 4-5 слов. В идеале, по мнению подростков, информация представляется им в наглядном виде – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя утверждать то, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект. Но интеллект часто развивается однобоко, а уровень общего физического развития страдает настолько, что дальше почти некуда. То, что понимают взрослые, не всегда понятно для гаджет-поколения. Цифровая жизнь не призвана заменить, но дополнить общение реальное. Одиночество зачастую страшит подростков. Наша первоочередная задача – привить им навыки реального общения и контролировать общение виртуальное. Как по его качеству, так и по количеству.
Не стоит бояться иногда жестко ограничить общение ребенка с телефоном (и иными девайсами), но когда он успокоится, предложить ему альтернативу.
Не стоит потакать просьбе ребенка купить новомодный телефон только потому, что его телефон «устарел» и он боится прослыть лохом только из-за своего не навороченного гаджета. Можно показать папин телефон, который справляется со всеми требованиями взрослой жизни и не является не только телефоном последнего поколения, но и даже предпоследнего. Нужно постараться объяснить, что если ребенка сверстники ценят лишь за новый телефон, то не проще ли сменить круг общения. Например, в секции бокса или борьбы никто не назовет другого плохим словом за то, что у него кнопочный телефон. Там уважительно относятся к «своим». Нужно постараться заслужить уважение сверстников иным способом. Конечно, желательно иметь смартфон, справляющийся с основными требованиями реальности школьной.
Чем же так опасна зависимость от гаджетов?
Основные опасности можно разделить на две группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.
Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов непосредственно на организм. Работа гаджетов неминуемо меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассредоточение внимания (максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте – 8-10 сек., а это крайне мало), снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно легко узнать в интернете всего за несколько секунд?
Постоянное использование гаджетов снижает как качество, так и общую продолжительность сна подростка. Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению циркадных ритмов организма (внутренних часов). Также наши глаза особо чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его становится очень беспокойным.
Частое использование социальных сетей, мессенджеров и тому подобного вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в сетях постоянно. Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей гаджетов (около 70-80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
Подростки во время сна кладут свой телефон рядом с подушкой и не выключают его на ночное время (это худшее из того, что можно сделать в плане лучевого воздействия на мозг). Рекомендуемое расстояние между телефоном и спящим в ночное время человеком составляет около 4-5 метров.
Рациональным следует признать примерно такое использование гаджетов в течение среднего дня усредненного ребенка:
1) Общее использование телефона, компьютера, телевизора за сутки не более 4 часов (уроки + развлечения).
2) Обязательно прерывать длительное общение с электронными устройствами на иной род деятельности (физические упражнения, гимнастика для глаз).
3) Не позволяйте пользоваться электроникой перед сном и в ночное время уж точно.
4) В период пользования выдерживать достаточное расстояние от экрана смартфона (монитора компьютера) до глаз (не менее 40-45 см).
5) В ходе дня посещение тренировки с динамическим видом спорта крайне приветствуется. Это может быть и простая игра в футбол во дворе или велосипедная прогулка, пробежка на 2-3 километра.
6) Следует организовать день своего ребенка совместно с ним так, что бы в нем было место занятиям по интересам. Лишь бы это не было банальное сидение за компьютером (с гаджетом). Свой личный пример всегда будет в помощь. Еще лучше, если эти «занятия по интересам» будут проходить совместно с вами (тут и контроль, и личный пример).
Придерживаясь этих нехитрых правил, мы поспособствуем сохранению зрения и психологического состояния наших детей на высоком уровне в течение длительного времени. Мы обязательно должны помочь им правильно общаться с электронными устройствами, без которых сейчас немыслима наша реальность, получать от них больше пользы, чем отрицательного воздействия.
Главное помнить, что электроника не призвана к порабощению своего владельца, не нацелена руководить нами или вредить нам, а предназначена всячески поддерживать, развивать и помогать своему хозяину в повседневной современной реальности.
Но все хорошее хорошо в меру!