Есть в российском кинематографе одна интересная забава - наснимать кучу материала, отсеять большую часть при монтаже, а потом на коленке собрать телеверсию фильма, которую обязательно покажут на одном из двух центральных каналов. На память сразу же приходят приснопамятные "Адмирал" и "Турецкий гамбит", которые ничтоже сумнящеся руководство Первого канала выпускало на телеэкран вскоре после кинотеатральной премьеры в расширенном виде.
И если две вышеуказанных картины, в общем-то, хорошее кино, то "Тобол", вышедший в прошлом году в кино, сверхуспешным назвать нельзя. 5,8 из 10 на "Кинопоиске" и куча отрицательных рецензий в духе "костюмированный балаган", а также 140 миллионов рублей сборов при бюджете в полмиллиарда - вот и весь удел этого исторического фильма.
Какие ещё сериалы я успел посмотреть за вас:
Джульбарс: часть первая, часть вторая; Крепкая броня: до и после просмотра; Катя и Блэк - первые впечатления; Андреевский флаг: в главной роли - пень, главная проблема российских сериалов, почему тяжело смотреть сериалы о советских временах, Налёт, Желтый глаз тигра, В созвездии стрельца, Презумпция невиновности, Тонкие материи, Катран, Беспринципные
"Тобол" был скучен, не очень логичен, отвратно снят, но что самое страшное - ничуть не аутентичен. Если помните, в советском кинематографе эпоха реформ Петра I была показана неоднократно - то был и "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", и "Юность Петра", и "В начале славных дел". Если вы даже краем глаза видели эти картины, то наверняка замечали, что из под париков и грима не лезут лица актеров, со следами бурного жития и пития. Тобол же встречал нас лицами Евгения Дятлова и Павла Майкова, на которых нельзя было смотреть без смеха - уж больно топорно их перевоплотили в дворян 18 века.
И вот, на этом скучном, а что главное, провальном материале решили делать сериал. И ладно бы это был сериал четырехсерийный, как "Турецкий гамбит", но тут 108 минут хоронометража растянули аж на 8 серий по 45 минут. То есть представляете масштаб бедствия? Мы наснимали шесть часов кина, но при монтаже 2/3 выкинули! А почему у нас тут ничего не понятно и как-то скучно?
Но если в телеверсии "Турецкого гамбита" добавили связующих звеньев истории (но без них фильм был динамичнее, хотя и чуть менее понятен в мелочах), то в "Тоболе" и в кино-, и в телеверсии всё так же увлеченно тянут резину и льют воду. Ну или это так выглядит в первой серии, хотя, зная как снимают сериалы для первой кнопки, могу предположить, что это будет продолжаться и дальше.
Ну и, разумеется, все недостатки, вроде лубочной атмосферы и странной актерской игры, перешли из фильма в телесериал. Всю первую серию персонажи занимаются непонятно чем, ведут пространные разговоры о всяком и главным героем становится не кто-то из людей, а природа, которую здесь показывают часто и со вкусом.
Ну и темп, конечно, сбит напрочь, отчего сериал становится невыносимо скучно смотреть.