У нас также применяют метод кнута и пряника, но
отличие в том, что пряником тоже бьют.
Инородная мудрость
Компания НИКС корнями уходит в Физтех, а потому мы не могли пройти равнодушно мимо 5-й конференции выпускников МФТИ, состоявшейся 24 ноября 2018 года в Долгопрудном. Физтехи с удовольствием делились своим богатым жизненным опытом. Профессор Оксфорда поведал о нелегкой юности в общежитии МФТИ, а докторант Массачусетского технологического института (МТИ) рассказал, чем ему не нравится география Долгопрудного в сравнении с Кембриджем, штат Массачусетс.
Для начала традиционный НИКС-парад самых ярких высказываний двух уважаемых физтехов.
5-е место: «То, что я увидел в Оксфорде, на самом деле очень похоже на мой опыт здесь».
4-е место: «Я ушел из Физтеха после четырех лет обучения. Мне дали такой фиговый листок, диплом бакалавра. С ним я поступил в Колумбийский университет и там увидел, что мы были на голову выше не только выпускников МГУ, но и выпускников МТИ, например».
3-е место: «На Физтех пришли люди из народа, из провинции, которые пьют водку, ругаются матом, разговаривают на взрослые темы. И тут еще выясняется, что через несколько месяцев они начинают сдавать экзамены лучше тебя».
2-е место: «В общаге – комнатушка на четыре человека. Кто-то пытается заниматься, кто-то ест еду, запах соответствующий, никто не убирается. Но этот ужас стал фактором нашего успеха».
1-е место: «Вокруг Физтеха ничего нет. Так уж получилось».
Физтех и Оксфорд
Александр Львовский поступил на МФТИ в 1989 году, затем сделал успешную научную карьеру на Западе и вернулся в Россию, в Сколково, одним из самых известных в мире ученых в области квантовой физики.
«То, что я увидел на Физтехе в первые годы, меня, конечно, шокировало. Во-первых, контингент студентов. Я пришел из математической школы, а математическая школа – это такой искусственный мирок, создаваемый преподавателями в соответствии со своими представлениями о жизни. А на Физтех пришли люди из народа, из провинции, которые пьют водку, ругаются матом, разговаривают на взрослые темы. И тут еще выясняется, что через несколько месяцев они начинают сдавать экзамены лучше тебя».
«Условия были адские, если вы помните. Лекции и занятия с 9 часов до 18:35, шесть пар на первом курсе. В общаге – комнатушка на четыре человека. Кто-то пытается заниматься, кто-то ест еду, запах соответствующий, никто не убирается. Но этот ужас стал фактором нашего успеха».
«Физтех для нас был социальным лифтом. Мы понимали, что если через этот ад пройдем, то добьемся чего-то в этой жизни. А если не пройдем, то окажемся на ее обочине. Это, конечно, мотивация отрицательная, российская такая мотивация, кнут, а не пряник, но она сыграла важную роль».
«На Физтех не шли люди в поисках легкой жизни. Шли те, которые реально могли учиться. Те, кто не могли, отсеивались. У нас половина группы по разным причинам не дошла до выпуска. И тот факт, что на Физтехе был значительный процент отсева, уникален не только в России, но и в мире».
«Еще один фактор, который мало афишируется, но который мне кажется важным и который, насколько я понимаю, до сих пор существует, – это возможность менять преподавателя. Для меня лично это сыграло большую роль».
«Недавно я стал членом профессорско-преподавательского состава Оксфордского университета и хочу сказать, что то, что я увидел в Оксфорде, на самом деле очень похоже на мой опыт здесь. Там такое же, даже еще более интенсивное обучение. И соотношение количества преподавателей и студентов в Оксфорде примерно такое же, что позволяет не просто слушать лекции, но и обсуждать какие-то вопросы».
«Все это вылилось в высокое качество выпускников. Я ушел из Физтеха после четырех лет обучения. Мне дали такой фиговый листок, диплом бакалавра. С этим дипломом я поступил в Колумбийский университет и там увидел, что мы – а я там был не единственным выпускником Физтеха – были на голову выше не только выпускников МГУ, но и выпускников МТИ, например».
«Наше поколение выпускников оказалось в значительной мере расформированным. Выпускники начала 90-х годов практически все либо разъехались по заграницам, либо ударились в бизнес. Только недавно, может быть, 5-7 лет назад, началось возвращение научной диаспоры».
«Почему у нас происходит утечка умов за рубеж? Дело не только в лучших условиях за границей. Вот моя биография: я получил бакалавра на Физтехе, затем была магистратура и аспирантура в Нью-Йорке, потом у меня был постдок в Калифорнии, потом в Германии, потом профессура в Канаде, сейчас я преподаю в Англии, то есть я все время менял место работы, и у меня были возможности переезда в разные страны и, наоборот, не было возможности оставаться и делать научную карьеру на одном месте. В России это зачастую не так. Не всегда есть условия, чтобы в середине карьеры поменять институт. Это, конечно, нехорошо. Это исключает нас из международного рынка труда. То есть люди из нашей системы могут свободно уезжать за рубеж, а к нам приезжать желающие в принципе есть, у нас сегодня условия не всегда хуже, а зачастую даже лучше, но из-за отсутствия вакансий сделать это трудно».
«Или такая простая вещь как география. Наши студенты каждый день по 2 часа ездят из Долгопрудного в Сколково. Конечно, я восхищаюсь их энтузиазмом, но хорошо бы эти 2 часа они проводили в лаборатории или на занятиях».
Физтех и Кембридж
На географию жаловался и Илья Дубинский, еще один выпускник МФТИ, много лет успешно трудившийся на Западе, а теперь работающий в Сколково в качестве признанного эксперта в области технологического предпринимательства.
«В России обучение построено совершенно по-другому, чем в Америке. У нас обучение – это исключительно и только про знания. О навыках почти никто не заботится. И уж совсем никто не заботится об отношении к жизни. В Штатах это отношение – вообще чуть ли не самое главное, чему пытаются учить. Важны навыки, в том числе и навык обучения и поведения в обществе, а знания – это на третьем месте: может быть, ты как-нибудь что-то там выучишь, и будет неплохо. Это коренное отличие. Оно может показаться тривиальным, но на самом деле оно очень серьезно. Тот же самый МТИ на Физтех похож, может быть, я не знаю, архитектурой, но совсем не похож в остальном. В МТИ нет ничего главнее студента. Первокурсник может постучать в дверь любому профессору и сказать: «Дорогой профессор такой-то, у меня есть вопрос». И профессор все бросит, сядет и будет этим вопросом заниматься. Я этим нагло пользовался все время в МТИ. Ходил на соседние факультеты, ломился в дверь к великим людям и тратил их драгоценное время».
«Еще МТИ заточен таким образом, что туда попадает большое количество людей, которые в любом другом университете были бы вне группы, потому что они дикие и странные. Как в Физтехе. Посмотрите на себя. Здесь полный зал таких. А там весь институт сделан под такие исключения из правил».
«Кроме того, вспомните, где расположен Физтех. Слава богу, Долгопрудный теперь связан с Москвой двумя шоссе и целой железной дорогой, по которой ходят электрички. Не так давно сделали мост, и теперь сюда, в принципе, можно доехать. Я аж раза три в год сюда приезжаю. А МТИ находится посреди гигантской технологической агломерации. Бостон небольшой город, но если вы очертите круг в 10 км вокруг МТИ, то в этом кругу окажется процентов 70 всей биотехнологической промышленности мира. Это совершенно другая экосистема. А вокруг Физтеха ничего нет. Так уж получилось».
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 100 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
источник: nix.ru