Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Ротонда Нового Иерусалима

Это продолжение истории Новоиерусалимского монастыря. Полный список заметок внизу статьи

В июне 1723 года в Святейший Синод поступило сообщение: «…каменный шатёр, что над Гробом Господним, обрушился и впал по нижние хоры, а оставшиеся стены во многих местах расселися до земли …». Массовых жертв удалось избежать благодаря счастливому совпадению — в этот день был праздник Вознесения, и все служители и прихожане находились на горе, называемой Елеон, к востоку от монастыря.

Несмотря на всю серьёзность произошедшего, Синод не предпринял никаких мер, поскольку чиновники просто не могли поверить в столь значительные разрушения. И только когда в одну из ночей осени 1726 года, произошёл пожар, уничтоживший кровли и другие деревянные части собора, начались восстановительные работы.

В июне 1731 года руководство восстановительными работами было передано Ивану Мичурину, который возвратился из Голландии, где изучал шлюзное дело, фундаментные работы и планировку садов. Мичурин обмерил весь собор и составил проект его восстановления, в пояснении к проекту особо подчёркивая, что здание должно быть восстановлено в том виде, «…как прежде было», и даже заказал формы для новых изразцов, с большой степенью точности воспроизводящие первоначальные образцы. В 1744 году работы приостановились в связи с отъездом И. Мичурина в Киев.

-2

Оживление восстановительной деятельности в конце 1740-х годов было связано с назначением в монастырь архимандрита Амвросия (будущего митрополита, убитого во время чумного бунта 1771 года в Москве). Амвросий был связан с правительственными кругами Петербурга, добился посещения монастыря в 1749 года императрицей Елизаветой Петровной и мгновенного выделения суммы, рассчитанной ещё в смете И. Мичурина, необходимой для завершения всех восстановительных работ в соборе.

Ротонда Воскресенского собора. Фото из открытых источников
Ротонда Воскресенского собора. Фото из открытых источников

Архитектурные проекты восстановления собора представили Дмитрий Ухтомский, в то время пользовавшийся большой популярностью при дворе своим возвещением коронационных триумфальных арок, в частности, Красных Ворот, по которым названа площадь в Москве; и Мошков, настоящее имя Мускопф, немецкий военный архитектор, который предлагал сделать шатер железным. Проекты изучил тогдашний обер-архитектор Бартоломео Растрелли (напомню, этот тот самый, который строил Зимний дворец в Санкт-Петербурге). Растрелли вызвал итальянского инженера Бернардацци, и на основании его технического заключения, а также неожиданной идеи Амвросия, создал новый проект восстановления собора с возведением деревянного шатра, покрытого кровельным железом, по аналогии с существовавшим тогда шатром в иерусалимском храме.

Ротонда Новоиерусалимского монастыря. Фото У.Брумфильда
Ротонда Новоиерусалимского монастыря. Фото У.Брумфильда

Шатёр повторил общие очертания старого каменного шатра, но это уже было произведение архитектуры барокко, отличавшееся прежде всего большим количеством окон.

Святыни Новоиерусалимского монастыря: "Скрижали Нового Иерусалима", "Голгофа Нового Иерусалима", "Темница Нового Иерусалима", "Страсти Нового Иерусалима", "Главная святыня Нового Иерусалима", "Непростая святая вода Нового Иерусалима", "Ротонда Нового Иерусалима", "Цитадель Нового Иерусалима"

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском