Это продолжение истории Новоиерусалимского монастыря. Полный список заметок внизу статьи
В июне 1723 года в Святейший Синод поступило сообщение: «…каменный шатёр, что над Гробом Господним, обрушился и впал по нижние хоры, а оставшиеся стены во многих местах расселися до земли …». Массовых жертв удалось избежать благодаря счастливому совпадению — в этот день был праздник Вознесения, и все служители и прихожане находились на горе, называемой Елеон, к востоку от монастыря.
Несмотря на всю серьёзность произошедшего, Синод не предпринял никаких мер, поскольку чиновники просто не могли поверить в столь значительные разрушения. И только когда в одну из ночей осени 1726 года, произошёл пожар, уничтоживший кровли и другие деревянные части собора, начались восстановительные работы.
В июне 1731 года руководство восстановительными работами было передано Ивану Мичурину, который возвратился из Голландии, где изучал шлюзное дело, фундаментные работы и планировку садов. Мичурин обмерил весь собор и составил проект его восстановления, в пояснении к проекту особо подчёркивая, что здание должно быть восстановлено в том виде, «…как прежде было», и даже заказал формы для новых изразцов, с большой степенью точности воспроизводящие первоначальные образцы. В 1744 году работы приостановились в связи с отъездом И. Мичурина в Киев.
Оживление восстановительной деятельности в конце 1740-х годов было связано с назначением в монастырь архимандрита Амвросия (будущего митрополита, убитого во время чумного бунта 1771 года в Москве). Амвросий был связан с правительственными кругами Петербурга, добился посещения монастыря в 1749 года императрицей Елизаветой Петровной и мгновенного выделения суммы, рассчитанной ещё в смете И. Мичурина, необходимой для завершения всех восстановительных работ в соборе.
Архитектурные проекты восстановления собора представили Дмитрий Ухтомский, в то время пользовавшийся большой популярностью при дворе своим возвещением коронационных триумфальных арок, в частности, Красных Ворот, по которым названа площадь в Москве; и Мошков, настоящее имя Мускопф, немецкий военный архитектор, который предлагал сделать шатер железным. Проекты изучил тогдашний обер-архитектор Бартоломео Растрелли (напомню, этот тот самый, который строил Зимний дворец в Санкт-Петербурге). Растрелли вызвал итальянского инженера Бернардацци, и на основании его технического заключения, а также неожиданной идеи Амвросия, создал новый проект восстановления собора с возведением деревянного шатра, покрытого кровельным железом, по аналогии с существовавшим тогда шатром в иерусалимском храме.
Шатёр повторил общие очертания старого каменного шатра, но это уже было произведение архитектуры барокко, отличавшееся прежде всего большим количеством окон.
Святыни Новоиерусалимского монастыря: "Скрижали Нового Иерусалима", "Голгофа Нового Иерусалима", "Темница Нового Иерусалима", "Страсти Нового Иерусалима", "Главная святыня Нового Иерусалима", "Непростая святая вода Нового Иерусалима", "Ротонда Нового Иерусалима", "Цитадель Нового Иерусалима"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском