Найти тему
Центр "Ольвия"

Чтение образа расстановки. Как преодолеть сомнения?

- Я точно знаю, что нас ждёт!
- И что же это?
- Нас ждёт полная неизвестность!!

***

Я очень хорошо помню свою первую расстановку. Она проходила в комфортных условиях учебной группы. Я был в безопасной роли преподавателя. Но первый раз – это первый раз! Было страшно.

А чего я боялся? Вдруг ничего не получиться? Вдруг групповые процессы выйдут из под контроля? Вдруг я не смогу правильно прочитать-проинтерпретировать образ расстановки для клиента? Вдруг не смогу найти хорошего решения?

На самом деле подобные страхи – уместны. Говорят, что если актер выходит на сцену без страха, ему пора завершать карьеру.

Чтение образа расстановки опирается на три кита: 1) базовые знания, 2) интуиция (чувствительность при восприятии) и 3) умение воспринимать, сортировать и анализировать большие объемы информации по всем каналам восприятия.

  • Базовое знание ситуаций, которые часто встречаются в расстановках. Таких ситуаций-шаблонов на самом деле не так много. Не более нескольких десятков. Об этом очень хорошо написала Надежда Матвеева в статье «Три базовые расстановки». Во многих семьях темами, которые влияют на ситуацию следующие:
  • Нарушение порядка (парентификация и триангуляция).
  • Исключенные и забытые члены семейной системы.
  • Предыдущие партнеры.
  • Перенятые чувства предков и т.д.
  • Интуиция развивается на базе экспертных знаний. Это проверено неоднократно. К примеру, чтобы успешно провести прогнозную расстановку на курс доллара или на перспективы развития того или иного рынка на какой-то период времени, на расстановке просто необходимо присутствие критической массы экспертов, представляющих данный сегмент рынка (бизнесмены, банкиры и т.д.). Метафорически, импровизация хороша на основе имеющейся музыкальной школы. Иначе это будет какофония.
  • Умение анализировать большие объемы информации помогает тогда, когда расстановщик не является ясновидящим, яснослышащим и ясночувствующим, т.е. не является вундеркиндом и гением тонкого восприятия. В этом случае, ему принесут информацию клиент и геносоциограмма, заместители и присутствующие наблюдатели, случайный звук и процесс расстановки, который разворачивается как бы сам собой, без волевого намерения ведущего. В этом потоке информации обязательно будет ряд подсказок, надо только их заметить и ими воспользоваться. А для этого нужно всего лишь не торопиться и идти на полшага за клиентом, на полшага за процессом расстановки, помнить о роли «скромного лидера».

Что же делать, если расстановщику пока ничего не понятно из образа расстановки?

Подскажу несколько простых принципов и приёмов, чтобы преодолеть эту проблему.

Начинайте с простого

  • Большое количество фигур в расстановке требует очень высокой концентрации внимания, памяти и большого опыта от ведущего. Начинайте практиковать расстановки с небольшим количеством фигур в первоначальном образе. Минимально необходимо – 1-3.
  • Начинать рекомендую с историй хорошо известных клиенту. Чаще всего это папа, мама, братья и сестры и сам клиент.
  • Вводить дополнительные фигуры (даже если они самовызываются) лучше по одному. При этом нужно отслеживать, какое влияние введённые фигуры оказывают на общий образ расстановки.
  • Пятнадцать серьезных интервенций могут слиться в голове клиента в сплошную неудобоваримую кашу. За одну сессию делайте вместе с клиентом один хороший шаг.
  • Критерий минимальной достаточности – клиент получил результат и не устал в хлам. Двухчасовые непрерывные расстановки – это скорее исключение из правил.

Делайте паузы

Если расстановка, расстановщик, а вместе с ним заместители впали в ступор и не понимают, как расшифровать образ расстановки, что делать дальше? Главное – не бояться! Мужество расстановщика – выдерживать мрак неизвестности.

  • Можно всех заместителей усадить и дать отдохнуть. И возобновить чуть позже… С новыми силами.
  • Можно еще раз обсудить с клиентом запрос, еще раз уточнить информацию о семейной системе, которая у него есть. Иногда фраза или даже отдельное слово, мимоходом сказанное клиентом, производят полную перезагрузку и обновление информации поля.
  • Можно схватиться за любую гипотезу-соломинку и проверить её. Критерием истины является практика – реакция клиента, заместителей и расстановщика на процесс и результат. Если группе стало скучно, сил стоять нет, многие заместители потеряли контакт с ролью, многим хочется побыстрее закончить процесс – значит мы смотрим не туда. В этом процессе важно не «пожениться» на гипотезе. Как только стало понятно, что данная гипотеза не работает – надо от неё отказываться и спокойно переходить к тестированию другой гипотезы. Метод «научного тыка» или метод подбора вариантов – один из самых надежных. 1000 раз протестируешь, но правильный вариант найдешь.
  • Можно отмотать пленку «фильма» назад и вернуться в то место, где было еще что-то понятно. Это возвращает клиенту, расстановщику и группе ощущение, что мы находимся в правильном процессе.
  • Можно поменять заместителей. Иногда после этого образ расстановки повторяется в точности, а иногда существенно обновляется и дополняется.
  • Можно сделать паузу и сказать вслух: «Я тут пока ничего не понимаю…» И расстановка как избушка на курьих ножках повернется к вам другим боком для большей наглядности.
  • Можно сделать паузу и перенести расстановку на после обеда или на следующий день… Утро вечера мудренее…
  • Можно всех заместителей усадить… И попросить наблюдателей высказаться в режиме балинтовской группы, просто идеи и ассоциации о том, что они видели только что в поведении клиента и заместителей в поле расстановки. Всегда удивляюсь мудрости группового процесса. Новый взгляд, новый ракурс на казалось бы изъезженную вдоль и поперек проблему обязательно появится.
  • А иногда банан – это только банан. После прекращения потока информации из расстановочного поля можно просто завершить расстановочную часть сессии и перейти к работе с клиентом в другим модальностях психотерапии.
-2

Наведите порядок

Если в первоначальном образе расстановки семьи слишком много хаоса, и сделать хоть какие-нибудь выводы и интерпретации невозможно, просто расставьте членов семьи в соответствии с базовым порядком – принципом иерархии. Родители позади. Дети впереди. Из братьев сестер старшие справа, младшие слева (принцип циферблата). Можно в добавок к пространственному образу порядка добавить голосовое сопровождение – констатацию правильного порядка: «Я – отец» - говорит отец. «Я – сын» - говорит сын. И тут же ключевые динамики проявляются более рельефно и внятно. Когда вещи называются своими именами – это всегда сильно проясняет ситуацию.

Выявляйте связь с другим контекстом

Важнейший признак перенятых чувств – это их неадекватность сегодняшней ситуации. Человек живет в 21 веке, а чувства страха настолько глубокие, что явно не соответствуют спокойному и благополучному времени, а скорее относятся к войне, голоду, революции и т.п. Он явно находится в связи (в переплетении) с судьбами людей другого поколения.

Иногда на уровне сценария событий такую связь найти трудно. Тогда стоит перейти на мета-уровень и искать смысловые и логические связи между чувствами людей.

Подсказки могут прийти не только из рабочего поля расстановки через заместителей. Они иногда приходят через обратную связь от клиента, через собственные ощущения расстановщика, через сигналы от любого присутствующего. Порой сигналов бывает настолько много, что основное искусство расстановщика состоит в том, чтобы – выделять наиболее важные, наиболее заряженные сигналы. Сигналы, которые входят в резонанс с жизненной историей клиента.

Делайте свою жизнь счастливой, здоровой и богатой.

А расстановки вам в помощь!