Найти тему

Как писать музыку, когда нет идей

Photo by Andrea Piacquadio from Pexels
Photo by Andrea Piacquadio from Pexels

Есть у меня знакомый, который всерьез рассуждает о важности вдохновения в жизни творческого человека. Что мол без вдохновения вообще нельзя работать и надо ловить это чудесное состояние, как бабочку. Когда-то и я считал так же, а время показало, что только планомерная и ежедневная работа поможет тебе делать действительно достойный продукт (в моем случае — песни).

Ок, принимаем это, как должное и двигаем дальше. Ведь даже если мы работаем постоянно и системно, то никакое состояние потока не убережет нас от усталости и рутины. А значит точно будут дни, когда музыка не будет писаться ни в каком виде. Что поможет в этом случае? Разумеется математика, царица наук!

Не зря в музыкалке, училище и консерватории учат сольфеджио, заучивают гаммы, аккордовые последовательности и сочетание ступеней лада. Потому что именно это и есть музыкальная основа, ее фундамент и стабильность. Которой можно пользоваться даже (и особенно!) в дни "без вдохновения".

Когда тебе делают заказ песни или ты сам хочешь что-то написать, то нужно определиться с жанром. И это снимет, на самом деле, половину вопросов (учитывая, что ты подготовился к созданию аранжировки заранее). Из жанра мы можем выцепить темп, структуру песни, основные ритмические ходы и набор инструментов.

Дальше тональность, которая зависит от вокалиста. Чаще всего (если вокалист пишущий) вам достается текст с готовой мелодией, которую просто нужно гармонизировать аккордами. А после подправить там, где вокалист налажал. Если такой мелодии нет, то можно спросить педагога про удобные тональности, либо попросить вокалиста напеть любимую песню в диктофон, чтобы самому оценить, в какой гамме наша песня будет существовать. Спасибо современным DAW, мы можем двигать тональности вверх и вниз, так что проблема не такая большая.

Но допустим, что у вас нет ни мелодии, ни вокалиста, а есть только талантливые стихи, на которые нужно написать музыку в жанре пост-хип-хоп. Значит мы имеем как-минимум примерный темп, набор инструментов для написания бита и структуру песни, которая определена стихами так или иначе. И дальше два варианта: либо стихи корректируются и вы на них пишете мелодию под созданный уже бит, либо стихи превращаются в речитатив, который так же нужно уложить в готовую музыку.

Так что если есть работа, но нет идей, это не повод хвататься за голову. Скорее это возможность освежить знания или понять, чему еще нужно поучиться. А для этого будет не лишним подписаться на telegram канал "Записки Аранжировщика". И послушать подкаст «Слышь!», в котором, есть выпуск об аранжировках и, например, о том, как учиться музыке.