Натуральный камень в мощении дорог и улиц применяется уже давно. Известно, что появление первых каменных дорог ученые относят к третьему веку до нашей эры. Законодателями моды стали строители Древнего Рима, которые с появлением вьючного и колесного транспорта, были вынуждены развивать соответствующую дорожную сеть. Уже в то время дороги относились к стратегическим объектам, так как их качество напрямую влияло на торговлю – основным сектором экономики Римской империи.
Благодаря камню, качество дорог уже мало зависело от погодных условий и нагрузок. Сначала римляне укладывали дороги речным булыжником, однако передвижение по такой дороге нельзя назвать комфортным из-за постоянной тряски. Со временем камни стали обкалывать, придавая им ровную и более гладкую поверхность – так появилась брусчатка. До наших времен «дожила» дорога, вымощенная брусчаткой, ведущая на холм Палантин, а также знаменитые мостовые Помпеи.
Настоящий расцвет мостовых пришелся на период с XII по XVII века. Европейцы оценили все преимущества брусчатки, после чего началось ее массовое производство и в других странах. Улочки Италии, Греции, Франции, Голландии, Чехии, Швеции, Германии сохранили свою первозданность до наших дней, подтверждая тем самым правильность и удобство выбранной формы устройства мостовых.
В России первые мостовые были грунтовыми и деревянными. Но оба варианта для нашего климата были не самыми лучшими. Обильные дожди и наводнения размывали грунтовку, а деревянные настилы попросту всплывали. Решение проблемы пришлось на время правления Петра I, который и перенял европейские традиции мощения дорог. Император заинтересовался каменными мостовыми, благодаря которым обувь и дорогие наряды прохожих оставались чистыми, а сами улочки выглядели эстетично.
Первый опыт мощения получила Москва. В конце XVIIвека Петр I издал указ о запрете входа в Москву любого прохожего или проезжего без трех камней, сдаваемых стражникам у городских ворот. Именно из этих камней и было велено мостить московские улицы.
Мощение Санкт-Петербурга началось немногим позже. С 1714 года в город последовала бесконечная вереница телег и барж, груженых гранитом. Согласно указу императора «О привозе диких камней», все суда и возы, прибывающие в Петербург, должны были привозить определенное количество булыжников, иначе владельцам транспортных средств грозил штраф. Действие указа оставалось в силе более полувека, благодаря чему город на Неве превзошел любой другой город планеты по использованию гранита.
Все работы по мощению стали повинностью населения новой столицы. В указе Петра I от 18 июня 1718 года говорилось: «...каждому жителю против своего двора насыпать песком, и камнем мостить гладко, как показано от мастеров». Каждому домовладельцу предписывалось мостить улицу перед своим домом на ширину в сажень (чуть больше двух метров) с ежегодным увеличением на два аршина (142 сантиметра).
Многочисленные указы и распоряжения правительства, а также строгий надзор полиции дали свои результаты. К концу царствования Петра I значительная часть улиц была либо замощена камнем, либо покрыта деревянными настилами, и содержались улицы в надлежащей чистоте.
Мощение главных улиц Санкт-Петербурга было окончено к 1787 году. Тротуары из каменных плит начали настилать только в 1817-м. Чуть позже, в 1824 году, в городе на Неве предписали производить мощение улиц «рядовой стилкой одномерных булыжных камней» – брусчаткой. Обтесанные в форме параллелепипедов каменные бруски укладывали на слой щебенки, бетона или кварцевого песка толщиной от шести до десяти дюймов. Для такой мостовой использовался камень твердых пород, чаще песчаник (как в Париже или Берлине) или гранит (в Лондоне, Вене и Санкт-Петербурге).
Сегодня мощение пешеходных зон является одним из составляющих элементов благоустройства жилого комплекса, который формирует комфортную городскую среду. Объединение «Строительный трест» на всех объектах использует классическую технологию мощения. Все пешеходные коммуникации и общественные пространства выполнены из натурального камня – клинкерного кирпича и тротуарной плитки. Этот материал прост в обслуживании, выдерживает перепады температур, не плавится на солнце, не выделяет вредные для природы вещества, к тому же впитывает воду, в отличие от асфальтного покрытия.