Найти тему

Мощение дорожек – важный элемент благоустройства

Мощение бульвара Белых ночей в ЖК NEWПИТЕР
Мощение бульвара Белых ночей в ЖК NEWПИТЕР

Натуральный камень в мощении дорог и улиц применяется уже давно. Известно, что появление первых каменных дорог ученые относят к третьему веку до нашей эры. Законодателями моды стали строители Древнего Рима, которые с появлением вьючного и колесного транспорта, были вынуждены развивать соответствующую дорожную сеть. Уже в то время дороги относились к стратегическим объектам, так как их качество напрямую влияло на торговлю – основным сектором экономики Римской империи.

Благодаря камню, качество дорог уже мало зависело от погодных условий и нагрузок. Сначала римляне укладывали дороги речным булыжником, однако передвижение по такой дороге нельзя назвать комфортным из-за постоянной тряски. Со временем камни стали обкалывать, придавая им ровную и более гладкую поверхность – так появилась брусчатка. До наших времен «дожила» дорога, вымощенная брусчаткой, ведущая на холм Палантин, а также знаменитые мостовые Помпеи.

Двор в ЖК «Сосновка»
Двор в ЖК «Сосновка»

Настоящий расцвет мостовых пришелся на период с XII по XVII века. Европейцы оценили все преимущества брусчатки, после чего началось ее массовое производство и в других странах. Улочки Италии, Греции, Франции, Голландии, Чехии, Швеции, Германии сохранили свою первозданность до наших дней, подтверждая тем самым правильность и удобство выбранной формы устройства мостовых.

В России первые мостовые были грунтовыми и деревянными. Но оба варианта для нашего климата были не самыми лучшими. Обильные дожди и наводнения размывали грунтовку, а деревянные настилы попросту всплывали. Решение проблемы пришлось на время правления Петра I, который и перенял европейские традиции мощения дорог. Император заинтересовался каменными мостовыми, благодаря которым обувь и дорогие наряды прохожих оставались чистыми, а сами улочки выглядели эстетично.

Первый опыт мощения получила Москва. В конце XVIIвека Петр I издал указ о запрете входа в Москву любого прохожего или проезжего без трех камней, сдаваемых стражникам у городских ворот. Именно из этих камней и было велено мостить московские улицы.

Мощение Санкт-Петербурга началось немногим позже. С 1714 года в город последовала бесконечная вереница телег и барж, груженых гранитом. Согласно указу императора «О привозе диких камней», все суда и возы, прибывающие в Петербург, должны были привозить определенное количество булыжников, иначе владельцам транспортных средств грозил штраф. Действие указа оставалось в силе более полувека, благодаря чему город на Неве превзошел любой другой город планеты по использованию гранита.

Внутренний двор ЖК OSTROV
Внутренний двор ЖК OSTROV

Все работы по мощению стали повинностью населения новой столицы. В указе Петра I от 18 июня 1718 года говорилось: «...каждому жителю против своего двора насыпать песком, и камнем мостить гладко, как показано от мастеров». Каждому домовладельцу предписывалось мостить улицу перед своим домом на ширину в сажень (чуть больше двух метров) с ежегодным увеличением на два аршина (142 сантиметра).

Многочисленные указы и распоряжения правительства, а также строгий надзор полиции дали свои результаты. К концу царствования Петра I значительная часть улиц была либо замощена камнем, либо покрыта деревянными настилами, и содержались улицы в надлежащей чистоте.

Мощение главных улиц Санкт-Петербурга было окончено к 1787 году. Тротуары из каменных плит начали настилать только в 1817-м. Чуть позже, в 1824 году, в городе на Неве предписали производить мощение улиц «рядовой стилкой одномерных булыжных камней» – брусчаткой. Обтесанные в форме параллелепипедов каменные бруски укладывали на слой щебенки, бетона или кварцевого песка толщиной от шести до десяти дюймов. Для такой мостовой использовался камень твердых пород, чаще песчаник (как в Париже или Берлине) или гранит (в Лондоне, Вене и Санкт-Петербурге).

Сегодня мощение пешеходных зон является одним из составляющих элементов благоустройства жилого комплекса, который формирует комфортную городскую среду. Объединение «Строительный трест» на всех объектах использует классическую технологию мощения. Все пешеходные коммуникации и общественные пространства выполнены из натурального камня – клинкерного кирпича и тротуарной плитки. Этот материал прост в обслуживании, выдерживает перепады температур, не плавится на солнце, не выделяет вредные для природы вещества, к тому же впитывает воду, в отличие от асфальтного покрытия.

Аллея в ЖК «Капитал»
Аллея в ЖК «Капитал»