В детстве долгое время считал, что обилие рыбы и настоящая рыбалка могут быть только у нас, на наших, отечественных водоёмах. Тут и простор и красота, и набор особенных, как я тогда считал, видов рыб, которых не встретишь за границей.
Со временем понял, что это не совсем так, а иногда и совсем не так. Но обо всём по порядку.
Просматривая сюжеты о рыбалке у нас и где - то там за бугром, обращаешь внимание на обилие рыбы у них и заметное её уменьшение у нас. Речь не о Китае и странах Юго - Восточной Азии, где воробей и рыбёшка с ладошку - неплохие трофеи, хотя и там есть исключения.
В чём же причины? Может в том, что в большинстве европейских стран далеко не вся речная рыба идёт в пищу, водоёмы являются частной собственностью, рыбалка платной, поэтому для еды проще и дешевле рыбу купить в магазине, а пойманную речную поцеловать и отпустить? Это, конечно, тоже имеет значение, но...
Выскажу своё мнение о причине - ситуация запущена, а эффективных мер не предпринимается. Вроде бы есть должностные лица и органы, ответственные за это, есть проекты, выделяются какие - то средства, но результатов почти нет.
Главные проблемы заключаются, видимо, в следующем:
- катастрофическое состояние большого количества рек, требующих рекультивации;
- низкая эффективность работ по воспроизводству и увеличению рыбных запасов;
- безалаберность и отсутствие спроса.
Теперь попробую более подробно рассмотреть указанные проблемы.
О состоянии рек. Большое количество наших малых, а иногда и не особо малых рек сильно пострадали в результате хозяйственной деятельности человека, леса по берегам вырублены, склоны распаханы, русла заилены и завалены мусором, к месту и не к месту перегорожены плотинами. А ещё есть проблемы, связанные с варварской добычей золота на Севере и Дальнем Востоке.
Речка моего детства Камышинка в предгорьях Алтая, русло забито землёй с окрестных полей на 1.5 - 2 метра, отец в 80-е годы показывал свои любимые места, а я представить себе не мог, что этот мутный ручей тридцать лет назад был чистой горной речкой, где водились и ловились хариусы длиной более 50см.
Есть и промышленные стоки с бытовыми и животноводческими отходами, хотя сегодня работающих промышленных предприятий стало в разы меньше, а, как ни крути, внимание к контролю за их отходами повысилось.
Чего же мы не чистим речки? Очень дорогое это удовольствие, у местных властей нет ни техники, ни денег, у большинства людей в годах - советской формации, нет былого энтузиазма, а молодёжь, за некоторым исключением, и не думает об этом. Ведь сегодня у нас капитализм, каждый сам за себя.
А то, что это дорогое удовольствие, так это факт. Если обеспечить место жительства для карася или плотвы можно относительно недорого, то для рекультивации заиленной речки под хариуса или форель, где большое значение имеет даже форма береговой линии и размер гравия на дне реки, деньги для местного бюджета просто неподъёмные.
Большую известность во всём мире получил немецкий проект по возрождению одной из самых загрязнённых рек Рурской области, реки Эмшер. В бассейне этой реки проживает около 1.8 млн человек. Это была одна из самых загрязнённых рек Германии, мёртвая, зловонная канава.
Проект по реанимации реки продолжался около тридцати лет, на него было потрачено 4.5 миллиарда евро, что позволило восстановить эту реку длиной 83 км. Красивая, чистая река, там и рыбы сегодня полно. Однако 4.5 миллиарда евро на одну речку, откуда у нас такие деньги возьмутся?
О положительном эффекте в восстановлении рыбных запасов. Его практически нет. Десятилетия охраны осетровых и лососёвых рыб не дали никакого заметного результата. Говорят - потому, что браконьеры, будь они неладны, а мы боремся изо всех сил, но поделать ничего не можем. Вы это серьёзно?
На Волге, Дону, Оби, Енисее, Амуре ограничений всё больше, а рыбы меньше. Вроде бы и рыбоводные хозяйства имеются, а эффекта нет.
О бедности и ограниченности водных биоресурсов. В странах Европы и Северной Америке, не считая севера Канады и Аляски, в целом климат более тёплый и мягкий, там и большее разнообразие водных биоресурсов. Во многих странах не боятся вселять в реки и озёра новые виды рыб. Примеры? Арктический и американский гольцы, различные виды сигов, судак, большеротый басс, сом обыкновенный, усач и много ещё чего. В Израиле (!) в искусственных, правда, водоёмах вовсю разводят некошерного (!) осетра для получения чёрной икры на продажу.
А ещё восстанавливают популяции ранее обитавших там видов рыб, таких как атлантический лосось, кумжа, различные формы форели. В Рейне, после катастрофы 1986 года, с конца 90-х снова обитает атлантический лосось. Кета, кижуч, чавыча акклиматизированы аж в Чили, а чавыча - ещё и в Австралии с Новой Зеландией.
А у нас 115 лет изучали проблему влияния большеротого басса на нашу экосистему и ни на что не решились. Ну какие тут могут быть успехи? Как с конца 60-х стал смотреть телевизор, там как показывали сюжеты о успешной борьбе с браконьерами на Волге и Каспии, так и сегодня показывают. Более полувека!
И что, где осетры? Кто из обычных рыболовов может похвалиться трофеем в виде осетра, каспийского лосося, белорыбицы на Волге или нельмы с тайменем в верхнеобском бассейне? Законно - никто. А чем ещё ясно и понятно можно измерить эффективность этой работы?
У нас на Оби вроде бы со стерлядью дела обстоят неплохо, периодически попадается на донку при ловле леща, но ведь она краснокнижная, брать её не моги!
Может специалисты не знают что делать? Думаю, что знают. Тогда - почему так нездорово? И что, так и будет? Надеюсь, что всё - таки - нет, безалаберность будет побеждена, в стране обратят на это должное внимание, будут приняты, а главное - исполнены конкретные программы по восстановлению рыбных запасов. Нужна смена приоритетов в хозяйствовании. Понятно, что порядок требует времени и денег, однако ещё больше он требует осмысленности и настойчивости в действиях и хотелось бы, чтобы произошло это поскорее, ещё в этой жизни.
Но и нам самим, рыболовам, нужно немного поменять своё поведение на берегу. Зачем при возможности мы хапаем рыбу мешками, берём рыбью мелочь, откуда горы мусора, битые бутылки у реки и старые батарейки в воде? Трудно за собой прибраться? Хотя бы за собой! И все ли соблюдаем запрет в период нереста?
В завершении должен сказать, что, к счастью, есть у нас в стране места, куда человек ещё не добрался и где рыбы по - прежнему много. Жалко мест таких всё меньше и меньше, а добираться до них всё трудней и дороже. Эта опция - не для всех, а порыбачить - то всем охота.
Вот как то так. Чистых всем речек и богатых уловов.
Использованы фотографии из открытых источников.