4 месяца
В этом возрасте гуление приобретает новую форму - плавное пение гласных звуков, переход от одного к другому (ааа-ууу-эээ). При нахождении рядом взрослого, малыш ожидает общения с ним. Ярко проявляются эмоции, ребенок ищет взрослого, вслушивается в речь, смеется.
5 месяцев
Ребенок начинает различать своих и чужих людей, понимает интонацию говорящего, ласково или серьезно с ним говорят. Гуление становится длительным, к гласным звукам могут добавляться согласные ("ги", "ба"). Само гуление крохи приобретает различные интонации.
6 месяцев
Появляется лепет-повторение слогов,состоящих из согласного и гласного("ба", "па", "ма"). Малыш уже знает свое имя и откликается на него. Он любит смотреть на маму, когда она говорит, следит за её губами. Важно, чтобы он видел артикуляцию говорящего с ним взрослого. В этом возрасте важно общение с близкими людьми,особенно мамой, с незнакомцами малыш может вести себя настороженно, не пойти на контакт.
7 месяцев
В лепете малыша появляется больше согласных, он становится разнообразнее. Малыш прислушивается к себе, многократно повторяет новые слоги "ня-ня-ня", "па-па-па" и т.п. Ребенок понимает смысл слов и на вопрос "Где?" будет искать глазками нужный предмет. Среди пары игрушек, может выбрать ту, о которой говорит мама, отыскав ее взглядом. В этот период нужно активно использовать игрушки в виде животных, подражать их голосам (кошка говорит "мяу-мяу" и т.д.).
8 месяцев
Малыш начинает активнее лепетать, очень радуется общению. Может звать взрослых при помощи доступного лепета "ма-ма-ма", "па-па". Ребёнок пытается повторить услышанное от взрослых-звукоподражания животным, слоги. Он лучше понимает речь взрослых, на просьбу "дай", находит нужную игрушку и дает взрослому. Кроха учится выполнять и другие просьбы мамы: показывает "ладушки", машет "привет","пока".
9 месяцев
Ребенок понимает запреты "нельзя", выполняет действие "дай". Лепет малыша совершенствуется, часто использует его осознанно: "ба-ба". Продолжает повторять цепочки слогов за взрослым.
10 месяцев
Речь взрослых понимает очень хорошо. По просьбе показывает части тела, выученные движения ("ладушки", "Сорока-Белобока", "пока-пока"). Знакомые предметы называет определенными слогами. Может повторять звукоподражания животным.
Некоторые дети могут произносить первые короткие слова.
11 месяцев
В речи появляются первые односложные слова (называет близких, кису, просит "дай"). Ребенок радуется похвале, огорчается, если с ним говорят строго, может обидеться и заплакать. Если хочет какой-то предмет, указывает на него ручкой. Малыш любит книжки, по просьбе показывает, кто нарисован.
12 месяцев
Кроха произносит до 10 коротких слов, хорошо понимает речь взрослых, выполняет простую просьбу. Малыш очень любит общение со взрослыми, стремится быть рядом.
Как развивать речь
- Поощрять желание общаться, улыбаться малышу, эмоционально с ним разговаривать.
- Показывать различные предметы, знакомые и нет, описывать их (мяч круглый, большой, жёлтый).
- Развивать тактильные ощущения, давать потрогать различные предметы.
- Постоянно разговаривать с ребенком, вызывая у него желание слушать. важно делать паузы, для ответов малыша.
- Говорить четко, правильно, не сюсюкая. Беседуйте с ребенком, чтобы он ваше лицо, артикуляцию
- формировать пассивный словарь, т.е. понимание, позже слова будут использоваться ребенком в собственной речи (перейдут в активный словарь)
- Рассматривать рисунки в книжках, описывать, что нарисовано.
- Развивать слух ребенка при помощи музыкальных инструментов и звучащих игрушек
- Развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры, краски, соленое тесто.
- Рассказывать потешки, пестушки, поговорки, сказки, петь колыбельные. Можно заменить имена в тексте на имя ребенка.
Надеюсь вам была полезна эта статья, ставьте палец вверх, оставляйте комментарии, отвечу на интересующие вопросы.