Транспортная развязка - не лучший эмоциональный фон для экскурсий. А тут целый МКАД, загруженное столичное шоссе и только где-то сбоку маячит броско раскрашенная колокольня (не новодел ли это?). У проезжающих вряд ли возникнет желание спуститься к ней и рассмотреть поближе. Но многое меняется, если взглянуть на это место со стороны Москвы. Пруд, небольшой зеленый парк и яркая цветовая гамма построек создают совсем другую картину усадьбы Алтуфьево.
Главное тут не обмануться повторно. Церковь существует на этом месте с 17 века. Из-за пожара и других ЧП она много раз перестраивалась. А после реконструкции 1992-1995 годов и вовсе потеряла большую часть того, что оставалось от досоветской эпохи. Специалисты говорят, внутреннее пространство еще куда ни шло, а внешний вид даже близко не соответствует облику некогда скромноого сельского храма.
Одним словом, в категорию исторических сооружений он вряд ли попадает. Гораздо важнее и интереснее в этом плане сама усадьба. Её архитектуру относят к русскому стилю. Хотя можно сказать и по-другому - навороченный русский. Не часто увидишь такое пестрое сочетание элементов из разных времён и традиций. Словно автор проекта хотел впихнуть в него все свои представления о России.
В облике главного усадебного дома местами чувствуются культовые мотивы, где-то проглядывает теремок, а где-то классический барский дом 18 века. О нём и о том, какие еще строения сохранились в усадьбе много написано. Поэтому уделим больше внимание людям, точнее двум из длинной череды владельцев Алтуфьева.
Первый это Николай Арсеньевич Жеребцов. Стиль дома - целиком дело его вкуса. Он пришел в Алтуфьево всего через 7 лет после того, как здесь хозяйничал князь Степан Борисович Куракин, известный своей любовью к комфорту и роскоши.
Новый владелец тоже не чурался подобных привычек. Но они ему дались куда большими усилиями. Выходец из семьи мелкого чиновника Жеребцов, судя по всему, прошел сложный карьерный путь. От поручика в Корпусе инженеров путей сообщения до Виленского гражданского губернатора.
В чем причины такого успеха - сказать трудно. Но есть кое-какие признаки того, что его прорывную силу обеспечивали не столько широта ума и организаторские способности, сколько личная приверженность монархическим скрепам.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
- Форты Маунселла: в годы Второй мировой они отбивали атаки Люфтваффе, а после войны отсюда вещали пиратские радиостанции
Судите сами. Идеальной страной он считал допетровскую Россию. Её единственно правильный общинный строй, по мнению Жеребцова, держался на древних установлениях и традициях предков, на благочестии и повиновении.
Вообще-то его причисляют к славянофилам. Но если и так, то это скорее реакционная часть популярного тогда общественного движения (если можно движением считать кружок интеллектуалов). На каком-то этапе жизни он сошелся с директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий господином Скрипициным, будущим автором книжки "Разыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их". У этого тоже был свой скрепный фронт и, как видите, он старался на всю катушку.
Скажете, времена были такие? Ага. Только чем-то они похожи на сегодняшний день. И не только разговорами насчет самодержавия как единственного блага для России. Ну вот хотя бы еще этим... Случился в биографии Жеребцова такой прихотливый поворот как бизнес. Он вместе со Скрипициным стал учредителем пароходного общества "Кавказ и Меркурий" - одного из первых монополистов на рынке речных перевозок. То есть госчиновники, в принципе не имеющие никакого отношения к предпринимательству, стали заправлять в архивыгодном и архиважном проекте. А теперь вспомните капитанов сегодняшней экономики из "Роснефти", "Ростеха"... Все эти Сечины и Чемизовы тоже что ли бизнесмены?
Словом, не простой был штучкой этот владелец Алтуфьева. Кстати, приобретение усадьбы и дела с пароходством закрутились приблизительно в одно время в 1849 году. Видимо, он рассматривал её, как одну из подобающих статусу резиденций.
Впрочем, как истинный патриот статский советник Жеребцов чувствовал, что одних карьерных успехов и благосостояния для торжества идей мало. Поэтому он активно писал и публиковался, нёс, так сказать, свои взгляды насчет любящего власть и нуждающегося в повиновении народа в широкие массы. Его творчество оценил даже Добролюбов, правда очень невысоко.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
- Общежитие особого назначения, здесь жили будущие разведчики и партийные деятели Запада. Что теперь стало со зданиями?
Ну а русский стиль усадьбы, это уж как продолжение духовного багажа (и скреп конечно!) - для души и личного отдохновения в редкие приезды в Москву. Так-то он после выхода в отставку предпочитал жить во Франции (а вы говорите времена другие!).
Еще один хозяин Алтуфьева стал и его последним владельцем. Геворг Лионосян больше известен как Георгий Лианозов. Но о нём в другой раз, слишком запутано и сложно выглядит судьба имущества и потомков того, кто дал имя одному из спальных районов Москвы.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРОЕКТ "АРХИСТОРИЯ" СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПЕРЕПОСТАМИ!
Читайте лучшие материалы Архистории:
- В старейшем районе Москвы хотят построить бизнес-центр, исторический облик Хохловского и Колпачного переулков под угрозой
- Украинская церковь под Москвой: никаких излишеств, ничего необычного и ужасного, но кому-то от одного названия очень страшно
- Маршал Тито любил только один стиль - роскошь, четыре знаковых резиденции правителя Югославии