«Правда ли, что художник видит мир иначе?» Мы задавали этот вопрос каждому мастеру, с которым нам посчастливилось беседовать. И практически никогда не включали полученный ответ в финальный вариант статьи.
«Живописец действительно воспринимает реальность по-своему?», —допытывались мы у реалистов, импрессионистов, абстракционистов... И чувствовали себя маленькими детьми, которые надеялись услышать историю о чуде, а получали очередной логичный и полезный, но скучный жизненный урок.
«Надо просто любить то, чем занимаешься»; «нужно научиться ловить момент»; «охота за кульминацией эмоций»; «поиск свежих ракурсов»; «внимание к каждой детали»; «умение видеть развитие сюжета»... Замечательные живописцы делились с нами секретами авторского видения, а мы всё глубже укоренялись в убеждении: тайна «художественного» понимания мира — непостижима.
Если мастер видит мир так же как все, то где та грань, что отделяет добросовестного и трудолюбивого ремесленника от настоящего творца? Почему работы первого просто радуют глаз, а второго — заставляют сердца тысяч людей биться чаще?
На днях нам выпала счастливая возможность взять интервью у замечательного художника Надежды Цветковой. Счастливая вдвойне. Во-первых, общаться с талантливым, состоявшимся и любящим своё дело мастером — всегда огромное удовольствие и бесценный опыт. Ну а во-вторых, мы наконец-то приблизились к ответу на тот самый, не дававший нам покоя, вопрос. Словно обрели элемент мозаики, помогающий сложить целостную картину. Впрочем, обо всём — по порядку.
Одна из ярких черт творчества Надежды — его уникальное разнообразие.
«Мне кажется что художник должен быть смелым в своем творчестве, не боятся пробовать новые темы и направления. И в то же время иметь академическую базу знаний по рисунку и живописи»
В коллекции работ мастера есть как реалистические пейзажи, так и целый ряд полотен в абстрактном, даже сюрреалистическом стиле. Надежду Цветкову способно вдохновлять как нечто естественное и логически завершённое, так и нечто парадоксальное, внутренне противоречивое, поддающееся описанию исключительно сложными «иррациональными уравнениями» изобразительного искусства. Её творчество — диалектика конечных форм и бесконечных эмоций, где одно не может существовать без другого.
«Думаю мое становление в творчестве еще не окончено, а продолжается, поскольку я люблю экспериментировать, пробуя разные жанры и направления, и не могу выделить какой-то один как основной...
Очень люблю картины Левитана и Поленова. Пейзажи Верещагина, Коровина. Также мне нравится творчество Эшера — своей парадоксальностью. И еще меня завораживают работы Рене Магритта...
Мне близки идеи импрессионистов в том, что картина должна передавать эмоции, настроение, ощущение...»
Надежда Цветкова обожает путешествовать, открывать для себя новые города и страны. Именно в путешествиях она чаще всего обретает вдохновение, необходимое для создания новых картин. Или даже целых серий живописных работ.
Впрочем, кого из нас, дорогой читатель, не вдохновляет «муза дальних странствий»? Признаемся честно: гораздо больше нас интересовали те случаи, когда рождению полотна за авторством художницы предшествовала долгая, кропотливая работа, потребовавшая нестандартного подхода. К примеру: для создания картины «Небесные пути. Птицы» наша героиня отсматривала кадры видеосъемки полета крылатых путешественниц, чтобы добиться максимально достоверного изображения «дороги», которую символически прокладывают в небе птичьи стаи.
Любимый вопрос о переживаниях, испытываемых художником в моменте завершения работы над картиной, Надежда встретила ответом истинного творца-перфекциониста :
«(Этот момент*) сложен и мучителен. Я возвращаюсь к картине вновь и вновь, смотрю свежим взглядом и что-то подправляю и корректирую. После окончания работы люблю убрать ее на месяц, на два, чтобы «остыть»...
По мере общения с Надеждой Цветковой мы ощущали, как всё ближе и ближе подходим к нашей «фата-моргане», к нашему личному «Сфинксу» от мира искусствоведения. Вопросу о том, действительно ли по-настоящему одарённые живописцы этот мир как-то иначе. Следующие слова живописца помогли нам кое-что осознать:
«... на идею, заложенную в картине «Линии жизни» меня натолкнули трещины на тропинке, когда я гуляла в Коломенском. Рисунок трещин был один в один как ветви деревьев, как молнии в небе. Поразило в тот момент, что эта ветвистая структура пронизывает столько живого в этом мире, фрактально развиваясь и меня формы, но сохраняя свою «матрицу...
А во время посещения фотовыставки Природа Камчатки у меня было ощущение как будто я в действительности брожу по черным вулканическим лесам или сопкам, или стою на берегу черного пляжа из вулканического песка, настолько «захватило» меня созерцание камчатских красот...»
Пожалуй, именно эта мысль более всего походит на ответ, который мы так долго искали. Настоящие большие художники, подобные нашей героине, не «видят мир иначе». Зато видят его полнее. Потому что всегда готовы смотреть дальше и заглядывать глубже. Потому что сбавляют шаг там, где прочие проходят мимо, успевая заметить и оценить то, что остаётся закрытым, невидимым для всех прочих. Умеют ценить Время, и потому не боятся «отпускать» его бег, любуясь красотой жизни во всех её странностях и её же закономерностях. Мир открывается для них, потому что они сами полностью открыты для всех его проявлений.
Спрашиваем Надежду о творческих планах. Оказывается, что
«...в них одновременно числится как несколько пейзажей маслом, так и многофигурная композиция, настолько непростая по замыслу, что думаю на ее написание уйдет немало месяцев...»
Значит, наше воображение будут ждать утончённые сочетания «природных» оттенков, характерных для «масляных» работ художника Надежды Цветковой; а разум — некий новый вызов, игра настроения и смыслов. Ждём с нетерпением!
Автор: Лёля Городная