Под вложения в инфраструктуру
Дополнительный и довольно мощный стимул вкладывать в инфраструктуру российским регионам дает правительство: им простят часть долгов по бюджетным кредитам. Соответствующее постановление подписал накануне премьер- министр Михаил Мишустин. Как пишет Коммерсант, сумма, которую центр будет готов «простить», будет напрямую зависеть от налоговых поступлений от проектов за прошлый год(заплатил рубль, списали рубль). А списанные по долгу деньги области и республики должны пустить на строительство инфраструктуры (транспортной, коммунальной или энергетической) – мостов, дорог, вокзалов, портов и аэропортов, метро и т.п. «Сумма списания будет равна объему налоговых поступлений, который инвестиционный проект принесет в федеральный бюджет. Это поможет снизить долговую нагрузку на региональные бюджеты и простимулирует инвестиционную активность в российских регионах», – отметил Михаил Мишустин.
Уже известно, что под старые проекты долги не скостят: объекты должны вводиться в эксплуатацию не ранее 2021 года. А вот перечень сферы, в которых государство дает допстимулы по вложению в инфраструктуру, довольно широк. Наряду с традиционными (когда речь заходит об инфраструктуре) областями- дорожным и жилищным строительством, а также созданием коммунальной инфраструктуры, в перечень включены сельское хозяйство (тут речь, вероятно, про овощехранилища, элеваторы и проч.), добыча полезных ископаемых (кроме нефти и газа), обрабатывающие производства, туристская и логистическая отрасли, а также государственно- частные проекты(ГЧП).
Отметим, что в той же сфере ГЧП в России уже сформирован большой пул проектов, а в ближайших планах- еще значительно нарастить их число. Например, в рамках Российской недели ГЧП глава ВЭБа Игорь Шувалов заявил о планах госкорпорации по развитию экономики 100 российских городов. "Мы открыты для работы со всеми, кто хочет реализовать ГЧП-проекты и инвестировать в развитие школ, больниц, общественного транспорта, чистой воды. По новой бизнес-модели планируем профинансировать проекты на сумму порядка 10 трлн руб. ",– подчеркнул тогда Шувалов. Частным инвесторам участие государства(в лице ВЭБа) позволяет разделить риски в проектах(а в той же инфраструктуре ). Теперь же дополнительный и довольно мощный стимул для реализации таких проектов получают и регионы.
База для возможного списания долгов под вложения в инфраструктуру у регионов сформирована. Как следует из материалов Минфина, совокупный объем долгов субъектов Российской федерации на 1 октября составлял без малого 2, 2 трлн руб., в аккурат половина от этой суммы- 1, 1 трлн руб. – бюджетные кредиты. В этой сумме долги муниципальных образований относительно невелики- порядка 100 млрд руб.
Так что работать есть с чем: и инвесторам(наряду с фабрикой проектного финансирования накануне принят закон о защите капвложений), и институтам развития(именно они обеспечивают приток инвестиций «вдолгую» и разделяют с бизнесом риски), и региональным\местным властям(они должны обеспечить реализацию инфраструктурных проектов на территории). И если в результате в стране будет больше дорог(мостов и т.п.), то в выигрыше будет не только казна, но и люди.