Министерство иностранных дел Франции объявило, что французский посол в Турции Эрве Магро будет отозван в Париж для консультаций по поводу критики со стороны президента Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес президента Франции Эммануэля Макрона.
Эрдоган раскритиковал задуманный Макроном «антисепаратистский закон» – ультраправое предложение, которое установит во Франции государственный контроль над распространением ислама. Основные подвижки произошли после того, как молодой чеченский исламист жестоко убил школьного учителя Сэмюэля Пати в Конфлан-Сент-Онорин за то, что он показал классу непристойные карикатуры на пророка Мухаммеда для обсуждения свободы слова.
На фоне второй волны коронавируса во Франции чиновники начали движение по разжиганию антимусульманской и антисемитской розни, осуждая наличие халяльных и кошерных продуктов в супермаркетах, что привело к откровенному негодованию руководства стран мусульманского мира
Когда призывы к бойкоту товаров распространились на продукцию из Кувейта, Катара и других мусульманских стран, Эрдоган публично раскритиковал Макрона. «В чем проблема этого человека с исламом и мусульманами?». «Макрону нужно психическое лечение. … Что еще можно сказать о главе государства, который не понимает свободы вероисповедания и который так себя ведет с миллионами людей, живущих в его стране?»
В Твиттере официальный представитель правительства Турции Фахреттин Алтун также раскритиковал закон администрации Макрона, написав: «Речь идет о запугивании мусульман и напоминании им, что они могут продолжать заставлять экономику Европы работать, но они никогда не будут ее частью». Алтун добавил, что эта политика «до ужаса знакома», отметив, что она напоминает «демонизацию европейских евреев в 1920-х годах».
Французские официальные лица сразу заявили, что подобные заявления недопустимы и обязательно вызовут ответную реакцию. «Комментарии президента Эрдогана неприемлемы. Возмущение и оскорбление - это не метод», – сообщили AFP сотрудники президентского дворца.
Заявив, что Турция не проявила «никакой официальной реакции» на убийство Конфлана-Сент-Онорин, замминистра Франции по европейским делам Клеман Бон практически обвинил в убийстве Анкару. Он добавил, что Европейский союз может принять более строгие экономические санкции, чтобы задушить экономику Турции.
Фактически, обвинения МИД Франции и Бона в адрес Турции были ложными. Удивительно, но, поспешно отозвав своего посла, никто из французских официальных лиц не заметил, что Анкара официально осудила убийство Пати.
Очевидно, что все это происходит на фоне прокси-войн в широкой дуге конфликтов от Ливии до восточного Средиземноморья, Сирии и армяно-азербайджанской войны на Кавказе. Подобные распри между двумя странами-членами НАТО указывают на напряженность, которая в последствии может привести к вполне реальному расколу североатлантического альянса. Отзыв посла является самым серьезным политическим жестом между государствами, если не говорить о полном разрыве дипломатических отношений и войне.