#санкт-петербург #достопримечательности #интересные места #путешествия
Более восьми лет назад Летний сад в Петербурге открылся после реконструкции. Сколько с тех пор сломано копий в спорах — прекрасен обновлённый Летний сад или ужасен. Я для себя однозначный ответ так и не нашла.
Летний сад, который был до реконструкции, — один, и он красив своей простотой, простором и естественностью.
Летний сад, который мы видим сейчас, — другой. Интересный по-своему.
Это два совершенно разных сада. И бесполезно их сравнивать. Прежнего сада уже нет. Аллеи стали Уже и темнее. Появились фонтаны, шпалеры и берсо. Летнему саду придали первоначальный вид — вид парадной летней резиденции, каким и задумывал Летний сад Пётр I.
И всё бы, может, ничего, если бы подлинные скульптуры Летнего сада не заменили на то, что мы сейчас видим. Копии старинных итальянских скульптур выглядят пугающе. Белоснежные, бездушные, будто пластмассовые.
Да, прежняя скульптура сильно страдала от сырого петербургского климата, кислотных дождей и не менее "кислотных" вандалов. Её надо было спасать.
Мысль о необходимости замены подлинников копиями и хранении их в закрытых помещениях прозвучала ещё в конце 50-х годов XX в. Тревогу били музейщики. Но им отказали с формулировкой, что скульптура, предназначенная для парков, не может быть музейным экспонатом. Иными словами — пусть стоит там, где стоит, ничего с ней не случится.
Природные факторы продолжали дальше разрушать старинный мрамор. Ей в помощь, не покладая рук, старались вандалы. В июне 1979 года произошёл крупный разгром скульптур Летнего сада. Десять произведений искусства значительно пострадали. Разгромщиков не нашли. Чего только не творили со скульптурой посетители сада и по "мелочи" — рисовали на них, пытались поджечь, ставили штампы, ломали отдельные части и пытались их вынести.
Появление копий стало благом.
Но и без горечи не обошлось. Почему копиями не придали более естественный вид? Неужели нет таких технологий для скульптур, если даже для зубных протезов подбирают цвет?! Копии сделаны из искусственного мрамора (полиэфирная смола с натуральной мраморной крошкой). Говорят, что со временем цвет потемнеет. Но пока... атмосферности саду такая скульптура не придаёт. Новодел новоделом. Сравните одну скульптуру в двух исполнениях.
"Аллегория осени (Bакх)", автор П.Баратта (Италия), около 1717. Когда-то лоб именно этого бюста вандал "украсил" отпечатком служебного штампа Политехнического университета.
Копия того же бюста в обновлённом Летнем саду аж глаза слепит белизной.
Отчего-то копии выглядят всё-таки неполноценно. И дело не только в цвете, но в фактуре материала...
Где же сейчас можно увидеть подлинные скульптуры Летнего сада? Далеко ходить не придётся. После реставрации скульптуры были переданы на хранение в Михайловский замок, располагающийся через дорогу от Летнего сада.
А что Вы думаете о замене подлинных скульптур копиями? Как Вам Летний сад в новом облике?
Статья "Новый Летний сад: Прекрасный или Ужасный? Впечатления, воспоминания, выводы" на моём сайте.