В наши дни «маникюр» - это неотъемлемая часть ухода за своим внешним видом. В этой индустрии работают миллионы людей по всему миру. Забота о руках – это давно не просто мода, и признак здоровья, но и показатель социального статуса, и самоуважение.
«Маникюр» с латыни «manus cure» дословно переводится как «забота о руках», но само мастерство насчитывает тысячелетнюю историю. В древних захоронениях Египта и Вавилона находят маникюрные наборы из чистого золота, мумии прислуги , называемых «оберегателями ногтей фараона» - в чьи обязанности входило ухаживать за руками и ногтями представителей царской семьи. Только фараону и его семье было позволено красить ногти в красный цвет, всем остальным приходилось довольствоваться только коричневой краской.
Ухоженность ногтей во все времена считалось признаком здоровья, поэтому на смотринах невесты в первую очередь изучали ее ногти. Обладательницы ярко-розовых ногтей идеального, ровного оттенка считались девушками крепкого здоровья, способными принести много потомства. Чересчур бледные ногти говорили о болезненности, а вот обладательницам белой лунки на ногтях и вовсе могло быть не суждено выйти замуж. Белая лунка связывалась с Луной и трактовалась признаком душевной болезни или ведьминской силы. А вот для жриц и пророчиц наличие ее было обязательным, считалось, что она обеспечивает связь с потусторонним миром.
Особенно ценили ногти китайцы – даосские и конфуцианские мудрецы не только отращивали ногти, но и красили их черным лаком. Постепенно длинные ногти из признака мудрости превратились в знак того, что человек не занимается физическим трудом, а значит, принадлежит к благородному сословию. Считалось, чем длиннее ногти, тем выше ранг у чиновника. В среднем их длина, могла достигать 5 см, длиннее было позволено иметь только императору. Что бы ни сломать сию красоту специально для китайских императриц были сконструированы специальные футляры на ногти Хучжи, сделанные из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями. До сих пор китайцы считают длинные ногти символом достатка и высокого положения – правда, теперь их отращивают мужчины и только на мизинцах.
Жители Средневековой Европы, напротив, не утруждали себя заботой о ногтях – это считалось уделом проституток. Ногти алого цвета могли караться даже публичной поркой.
В эпоху Возрождения открытую моду на маникюр для знатных дам ввела «святая грешница» Лукреция Борджиа. Краски и лаки для ногтей воссоздавались по античным рецептам. Тогда же возникла мода на чистку и полировку ногтей замшей, а заусенцы удаляли специальными маникюрными щипчиками и пилочками. Но настоящий прорыв в маникюрном деле случился в 1830 году. Личный доктор короля Франции Луи-Филиппа Фредерик Ситтс не раз с ловкостью избавлял руки короля, от докучавших ему заусенцев. В работе он использовал не хитрый инструмент - пилочку, пинцет и палочку из апельсинового дерева, а так же специальную пудру и мазь. Вскоре «королевский набор» - так окрестили инструменты доктора Ситтса знатные дамы, стал продаваться по всей Европе и имел бешеный успех! Именно тогда и появилось по ныне известное нам слово «маникюр».
Но не только высшая знать хотела иметь длинные и красивые ногти. Дамы средних и низших сословий тоже мечтали об ухоженных руках, но за постоянной готовкой, стиркой и уборкой это не всегда удавалось. И тут на помощь пришли китайские умельцы. Дело в том, что в Китае дамы на сотню лет раньше придумали носить накладные ногти из рисовой бумаги. Английские накладные ногти получили название «типсы». Их так же делали из бумаги, а еще шелка и льна, густо покрытым слоем лака. Лондонские дельцы пробовали делать типсы даже из натуральных ногтей, но брезгливость клиентов одержала верх!
Настоящий переворот в зарождающейся индустрии случился в 1920-е годы в Голливуде. Был изобретен целлулоид - пластмасса на основе нитрата целлюлозы, вырабатываемый горячим штампованием. Изящные и подточенные под размер накладные ногти из пластика легко крепились с помощью клея. А немец Эйген Рорбах изобрел ногтевое покрытие, которое крепилось поверх ногтя при помощи того же лака. Лак быстро научились окрашивать в разные цвета, и он навсегда вытеснил краску.
В 1932 году компания «Макс Фактор» запустила выпуск первого цветного лака, не трудно догадаться, что первым цветом, конечно же, стал красный.
Но прогресс не стоял на месте, и уже к 1960-м годам в маникюре настала эпоха акрила – гибкого и прочного полимерного материала, изначально созданного для дантистов в качестве пломбы для зубов. Существует даже легенда, что дантист из Филадельфии решил отучить жену грызть ногти на руках, нанеся на них акрил. Жене понравилось, и оказалось, что акрил превосходно подходит для наращивания ногтей. Маникюрная отрасль пережила настоящий бум! Если ранее женщина ухаживала за ногтями самостоятельно, то теперь ей приходилось идти в салон, где ногти обрабатывали, наращивали, красили и лечили специально обученные мастера. Изобилие цветных лаков в «бунтующих шестидесятых» породило целое направление нейл-арта – искусства разрисовывания ногтей.
Увы, все эти новшества обходили советскую Россию стороной. Нашим модницам довольствовалось лишь пользоваться красным, в лучшем случае розовым лаком отечественного производства, снять который по силу было лишь ацетону.
Возможно это и к лучшему, разоблачение акрила быль столь же триумфальным, как и его открытие. В 70-е годы ученые доказали, что входящий в его состав метилметакрилат вреден для здоровья. Позже производители поспешили найти замену метилу, заменив его в составе на этилметакрилат, и акрилы вернулись непахнущие, быстро сохнущие и цветные.
В начале двухтысячных годов акрил потеснили гели, застывающие под действием ультрафиолета. Простота нанесения и безграничный выбор цвета в кротчайшие сроки вывели гель-лаки в фавориты. И хотя производители до сих пор уверяют, что гели совершенно безвредны для здоровья, пропускают свет и позволяют «ногтю дышать», эксперты в области красоты советуют не злоупотреблять маникюром и периодически баловать ногти солнечным светом и открытым воздухом.
В наши дни маникюр настолько прочно вошел в жизнь не только женщин, но и мужчин, что нередко его обязательное наличие прописывается отдельной главой в деловом этикете сотрудников. Уже давно бизнесмены и политики не обходятся без ухоженных ногтей.
В мире и сегодня господствуют несколько стилей маникюра. Самый популярный – «французский», появившийся, вопреки названию, в 1976 году в Калифорнии. Он придает ногтю естественный вид, оставляя его выступающий край неокрашенным или покрывая его белым лаком. «Американский» или «голливудский» стиль – яркий, сплошь окрашенный ноготь, гармонирующий цветом с губной помадой.
Кинодива Голливуда Рита Хейуорт была ярой поклонницей и первой пропагандисткой маникюра по-американски.
Офисные работницы предпочитают более скромный стиль «Беверли-Хиллз» с мягкими пастельными тонами. Для поклонниц естественной красоты существуют линейки бесцветных, матовых, лечебных лаков – создающих полное впечатление его отсутствия.
Удивляют и новые технологии – принтеры для маникюра, позволяющие делать разнообразные рисунки и даже фотографии прямо на ногтях.
Одним словом история маникюра не заканчивается, кто знает, возможно, в будущем нас ждут невероятные изобретения, позволяющие менять цвет лака в один клик.
А пока, не обновить ли мне свой маникюр! ;)
С уважением, Мэри.