Злословие - есть духовное воровство, которое хуже простого воровства. Простой вор крадет только плотское, как золото и серебро, но, вскоре покаявшись, может вернуть краденое, а вот злословящий крадет добрые дела и имя, которые больше чем сокровища, о чем и говорится в притчах: «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Пр. 22:1). Но если и покается, то уже не сможет вернуть краденое. И поэтому как Св. Иаков, так и Моисей воспрещают злословие: «не злословьте друг друга, братия» (Иак. 4:11), «не злословь глухого и пред слепым не кради ничего» (Лев. 19:14). Злословить человека, который не слышит этих слов, означает злословить глухого, а злословить пред человеком, который не видел случившегося, то же, что и красть пред слепым, так как не видевший верит услышанному. Ибо когда кто-либо злословит и «десять мужей будут свидетельствовать, что это ложь, все равно поверят злословящему».
А, чтобы яснее показать облик злословящего человека, Св. Татеваци приводит ряд сравнительных примеров, которые и рассмотрим.
Для него злословящий человек, как собака, которая бывает трех родов: щенок, большая собака и бешенная. 1. Как щенок, который питается кровью и мясом, так и «маленький» человек злословит «маленьких» людей, то есть ест их мясо. 2. Большая собака питается мясом и костями, а большие люди, то есть ложные епископы, вардапеты и иереи злословят малых и больших, и как «кость есть устойчивость для человека, так и знатные предводители церкви – кости церкви, и кто их злословит, тот, как собака ест кости». 3. А вот на бешеную собаку похожи те, которые ходят с места на место и, злословя всех, распространяют свое зло, ибо и та, кусая первого попавшегося человека, приводит его в ярость. Далее, злословящий человек похож на свинью, которая любит ковыряться в грязи. Даже если свинья войдет в прекрасный цветочный сад и там, в углу будет грязь, то она пойдет не к цветам, а в грязь. Так и злословящий человек, когда в добродетельном человеке замечает какой-либо грех, то об этом только и думает, ибо множества его добродетелей уже не видит. А когда сравнивает с медведем, то говорит: «медведь по образу похож на человека, но не есть человек, так и злословящий похож на человека, но не есть человек, а кровопийца, как и медведь». Далее, для Св. Татеваци злословящий человек есть «иерей сатаны, ибо сатана похож на обезьяну, ибо, когда видит, что делает Бог, то и он делает». Против Церкви соделал кабак, «и как в Церкви имеется Св. престол, так и сатана имеет нарды… Как в Церкви в жертву приносится Агнец Божий, так и в кабаке мясо братьев, которое вкушают, когда злословят». «И поэтому, - говорит Св. Татеваци, - лучше в Великий пост вкушать баранину, чем мясо брата». И насколько грешит злословящий, настолько же грешит и охотно слушающий его. Ибо как погрешает тот, кто не помогает брату, которого кусает собака, так и погрешает тот, кто не выступает против злословящего, который глотает брата, как собака. Но тяжелее этот грех, когда злословят вышестоящих и предстоятелей. Пример тому, Мариамь, которая, злословя Моисея, была наказана проказою. Хам же, за то, что рассказал о наготе отца, был проклят. Давид, отрезав край от одежды Саула, раскаялся и сказал, что это помазанник Господень, тогда «что надо сделать с злословящими, - спрашивает Св. Татеваци, - которые не только одежду, но и голову помазанника отрезают злословием?».