Каждый из нас любит поспать... Мы спим дома, спим в метро, в электричке; спим на лекциях и семинарах; спим даже в храме (вот ужас-то!) во время чтения паремий, псалмов и воскресных проповедей...
Между тем, в Новом Завете простой, естественный человеческий сон получает крайне негативное значение. Сон ассоциируется с нарушением заповеди, потерей жизни. Так, в Гефсиманском саду апостолы Петр, Иаков и Иоанн предательски засыпают, оставив Спасителя без молитвенной поддержки в трудную минуту (Матф.26:37-40. А юноша Евтих, погрузившись в сон, падает с третьего этажа (Деян.20:9).
Потому Господь Иисус говорит: "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мар.13:37). Эта тема красной нитью проходит по всем Евангелиям. Христос не устает повторять: "Бодрствуйте" (Матф.24:42), "Бодрствуйте и молитесь" (Матф.26:41). Он даже рассказывает притчу о хозяине дома, который, если бы знал, "в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Матф.24:43).
Для чего же так необходимо бодрствование? Почему наш дом должен превратиться в обитель неусыпающих? Давайте разбираться...
Начнем со смысла слова "бодрствование". В буквальном смысле – это состояние противоположное сну. В "Медицинской энциклопедии" бодрствование - это "состояние организма, характеризующееся активным уровнем психической деятельности". При бодрствовании одинаково работают и тело, и дух человека (во время сна тело "отключается").
В духовном смысле бодрствование – это бдение. А именно: «погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов <…>, обуздание языка, прогнание мечтаний» (Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица).
Иначе говоря, это бдение над собой, надзор себя. Бдя (есть такая форма слова, не смущайтесь) над собой, христианин как бы включает режим контроля не только внешнего человека, но и внутреннего: души, разума. В этом плане бодрствование означает искусство жить по-евангельски: с чистым оком (Матф. 6:22), обузданным (связанным) языком (Иак. 1:26), порабощенным телом (1 Кор. 9:27), смиренным сердцем (Матф. 11:29), устремленным к Богу умом (2 Пет. 3:10) и кротким духом (Фил. 4:5).
Свт. Василий Великий видит бодрствование в духовном учении. Он пишет:
«Учись, обучайся евангельскому образу жизни, верности очей, воздержности языка, порабощению тела, смиренному о себе мнению, чистоте мысли, истреблению в себе гнева!» (Василий Великий, святитель. О бодрствовании. Избранные поучения).
Таким образом, бодрствование – это постоянная духовная активность, полная готовность к действию как внешнего, так и внутреннего человека.
Как же христианам следует проявлять эту духовную активность? Критиковать архиереев за "толстоту плотскую"? Патриарха - за дорогие часы? В. В. Путина за то, что он не воюет с "хабадниками" (стрела в адрес адептов среднеуральского революционера Сергия Романова)?
Не так. Духовную активность следует проявлять в рамках войны с бесами. Ибо святой апостол Павел говорит: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12).
В рамках этой войны каждый христианин становится духовным воином (в идеале - берсерком). Чтобы не проиграть, он облекается в соответствующие духовной войне доспехи (Еф.6:13-17); призывает на помощь оруженосца - Ангела-хранителя, а также полки святых.
Духовный воин не просто бдит. Он, как стратег, предугадывает действия противника, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8); предвидит любое возможное искушение, которое не есть "приключение для него странное" (1 Петр. 4:12), но обыденная реальность.
Больше того, бодрствующий христианин не только отражает нападения, но и сам атакует. Он атакует, настраиваясь на борьбу (об этом – известная молитва оптинских старцев), определяя правильную линию поведения, испрашивая помощи у Бога. Удобнее всего – в молитве Господней («И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого»). При таком подходе бдение, бодрствование становится, по сути, первым (и сильным) упреждающим ударом, ибо не позволяет врагу приблизиться незаметно.
Яркий пример буквального бодрствования представляет библейская история о судье Гедеоне и мадианитянах. Гедеон, занятый поиском войска для решающего сражения с неприятелем, получил от Господа неожиданное повеление. Иегова приказал судье спуститься к воде и набрать воинов в ударную группу по определенному признаку. Этот признак – способ утоления жажды. Тех, кто наклонялся на колени и пил воду прямо из водоема, следовало отпустить. Они считались неспособными к войне. Тех же, кто лакал «воду языком своим, как лакает пес» (Суд. 7:5), с руки, Гедеон ставил особо. Этими тремястами лакавших Господь спасал Израиль и предавал мадианитян в руки иудеев.
Почему Иегова сформировал ударную военную группу таким странным способом? Неужели те, кто пил с колен были хуже тех, кто пил с руки?
Да, хуже. Ибо пившие с колен были не были опытными воинами. Они не знали, что пить с колен, значит подвергать себя опасности внезапного нападения (у того, кто пьет с колен, глаза видят только воду). Поэтому Иегова и выбрал лакавших иудеев. Тот способ, которым лакавшие утоляли жажду, показывал в них воинов опытных, бывалых, всегда пребывающих настороже. Лакая воду с руки, воины не переставали видеть окружающую их мир. Они могли отразить любую атаку, могли вовремя отступить. Они бодрствовали, за что и были избраны Богом.
Подобное бодрствование в войне с невидимым врагом – диаволом – требуется и от нас, христиан. Им следует быть бдительными в духовном делании. Мы должны бодрствовать не время от времени, но постоянно: и днем, и ночью – по слову автора Книги Песней, говорившего: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5:2). Как древние израильтяне проводили ночь в бдении, благодаря Иегову за исход из Египта, так и христиане должны проводить в бдении всю жизнь в благодарность Иисусу Христу за изведение их из рабства греху, за искупление их Господней кровью.
Посему станем воинам Гедеона и будем пить воду с руки, а не с колен.
Читайте также другие статьи:
"Кто такие демоны и почему у прп. Никодима Святогорца они странные "мравольвы"?
Что станет знаком начала Армагеддона?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666
Как змей-искуситель мог разговаривать с Евой и были ли у него ноги?
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?