Найти в Дзене
Иван Некрасов

Чёрным по жёлтому. Как играет дортмундская «Боруссия». Часть 1

Уже завтра петербургский «Зенит» продолжит своё выступление в главном футбольном клубном турнире Европы. Очередным соперником сине-бело-голубых в текущем розыгрыше Лиги чемпионов станет знаменитая германская команда по прозвищу «шмели». Чем же так хорош и опасен сейчас данный немецкий коллектив? Ответам на этот вопрос и будут посвящены свежие статьи о чёрно-жёлтых в «Еврорейде». Итак, глава

Уже завтра петербургский «Зенит» продолжит своё выступление в главном футбольном клубном турнире Европы. Очередным соперником сине-бело-голубых в текущем розыгрыше Лиги чемпионов станет знаменитая германская команда по прозвищу «шмели». Чем же так хорош и опасен сейчас данный немецкий коллектив? Ответам на этот вопрос и будут посвящены свежие статьи о чёрно-жёлтых в «Еврорейде». Итак, глава №1…

Первые и пока что последние встречи невской дружины с дортмундцами состоялись около шести с половиной лет назад. Тогда в рамках 1/8 финала ЛЧ россияне сначала по всем статьям уступили «Боруссии» на родном «Петровском» (2:4), а ещё через три недели неожиданно победили «шмелей» на «Сигнал Идуна Парк» со счётом 2-1. Кстати, в том поединке зенитовцами на правах исполняющего обязанности главного тренера руководил Сергей Богданович Семак, чуть ранее сменив уволенного Спаллетти. Увы, такого маленького подвига петербуржцам математически не хватило для общей виктории над немцами по сумме двух матчей. Между прочим, оба из них были описаны в данном блоге. Как домашняя (для коллектива с берегов Невы) игра, так и выездная. Кроме того, в «Еврорейде» перед теми поединками разбиралась и сама дортмундская команда, со всеми её сильными и слабыми сторонами.

С той поры завершилось уже без малого семь сезонов, принесших «Боруссии» две победы в Кубке страны и один её Суперкубок. В Бундеслиге же «шмели» тем временем четырежды становились вторыми и один раз – третьими. Всё это, вкупе с восемью чемпионствами Германии, добытыми ранее, а также исторически важным триумфом в Лиге чемпионов 1996/97 сделало дортмундский клуб одним из сильнейших в стране. Особенно если выносить за скобки мюнхенского гегемона.

Но естественно, что далеко не все сезоны были успешными для «Боруссии». Даже если принимать во внимание только последние годы. Самым недавним среди таких бесславных лет был период с июня-2017 по май 2018 г. Тогда «шмелей» возглавляли поочерёдно Петер Бос и его тёзка Штегер. Первый оставил чёрно-жёлтых посреди сезона на восьмой строчке высшего немецкого дивизиона и третьими в лигочемпионской группе с «Тоттенхэмом», «Реалом» и «АПОЭЛ». Австриец же сумел лишь поднять дортмундцев на четвёртое место в чемпионате страны, вылететь из её Кубка от «Баварии» в 1/8-ой, на той же стадии покинуть ЛЕ, уступив «Ред Булл Зальцбург» (1:2, 0-0).

И вскоре «Боруссию» с таким «наследием» принял довольно известный швейцарский специалист Л. Фавр. За 2 полных года у руля «шмелей» Люсьен дважды приводил новых подопечных ко второй итоговой позиции в Бундеслиге, столько же раз выбывал с чёрно-жёлтыми из кубкового соревнования страны за три раунда до его финала. Наконец, в ЛЧ Фавр & Co оба раза вылетали на первом же этапе плэй-офф, от лондонских «шпор» и «ПСЖ».

Похоже, что настала пора для дортмундского коллектива улучшить свои результаты как минимум в сильнейшем клубном турнире старого континента. Ведь для этого у «Боруссии» есть все предпосылки. Прежде всего – грамотный тренер, за довольно короткий срок поставивший «шмелям» качественную, узнаваемую, зрелищную игру. Достигнуто это было в том числе за счёт перехода от весьма тривиальной в наши дни схемы «4-2-3-1» на довольно необычную, лихую систему типа «3-4-3».

Не последнюю роль в поддержании «Боруссии» на высоком уровне играет и трансферная деятельность клуба. Даже в нынешнее, тяжёлое во всех отношениях, время руководство команды сумело сделать ряд отличных покупок и с пользой расчистить состав. 

Наконец, важнейшим звеном мощной дортмундской дружины является её поведение непосредственно на поле. Основа – быстрая атакующая игра. Выражается это, например, в самом часто используемом и наиболее эффективном наступательном орудии подшефных Люсьена Фавра – контрвыпадах через середину. Начинаются таковые с перехватов мяча на чужой половине поля Д. Рейной, Даудом, Аканджи или Дилэйни/Пасслаком у своих владений. Альтернатива – отборы игрового снаряда недалеко от вражеской штрафной Холандом, Беллингемом или всё тем же Мануэлем Аканджи. Другой вариант – Ройс лишает мяча соперника при его атаке на ворота команды Марко. В любом случае далее мячом овладевает кто-нибудь из компании вышеназванных, за исключением Ройса, Аканджи и Феликса Пасслака, но с добавлением Витселя. Последний, как и Джованни с Томасом затем предпочитают здесь отдавать пасы вразрез. Тогда как Махмуд, Эрлинг, Джуд пользуются в рассматриваемых ситуациях простыми передачами на ход партнёру. Рейна в равных пропорциях совмещает оба отмеченных типа пасов, а Марко Ройс применяет длинные забросы. Однако среди всего этого разнообразия голевыми обычно становятся только передачи Холанда, Джованни Рейны и Дилэйни. Превращают данные пасы в результативные своими завершениями Брандт, Пасслак, Рейна и неутомимый Эрлинг Холанд. Естественно, что норвежец – чаще других. Как именно происходят все данные перечисленные конечные фазы изучаемого рода наступлений «Боруссии».

На треть реже и совершенно неэффективно «шмели» атакуют благодаря дальним ударам по воротам визави. Лишь каждый второй из подобных «выстрелов» попадает в створ, голов же при этом совсем не наблюдается. Более половины из данных ударов (с 60%-ной меткостью благодаря Акселю Витселю и Беллингему) приходится на позиционные наступления чёрно-жёлтых. Четверть – случается в процессе их контрвыпадов, усилиями Холанда и Рейны (каждый второй раз – точно, за счёт Джованни). Абсолютно эпизодически (и совершенно не в створ) стараниями Брандта немцы бьют с дистанции, подбирая мяч после ошибок обороняющихся оппонентов. Подробности относительно конкретных точек, с которых наносятся все такие удары, их меткости, успешности, персонализации и типов ситуаций.

Возвращаясь к более сложным формам ведения «Боруссией» атакующей деятельности стоит учесть, что «шмели» двукратно меньше наступают по флангам, чем по середине. Причём хоть сколько-нибудь полезно для чёрно-жёлтых это бывает, когда они применяют бровочные контрвыпады, особенно по собственному правому краю. Подобные набеги стартуют с перехватов мяча Хуммельсом на его половине поля. Далее игровой снаряд адресуется Пишчеку, Тома Менье или Рейне. Все трое потом, не подбираясь к границам штрафной, делают передачи: бельгиец – в центр названной площади, поляк – к ближним отделам её передней линии, американец – на дальнюю штангу. Джованни тогда пасует низом, а Лукаш и Тома – используют кроссы. Передачи Пишчека или Менье идут на Холанда, Рейна же переводит мяч Д. Санчо. Эрлинг и Джейдон в таких обстоятельствах бьют в срединные отделы «рамки» визави, только англичанин – низко, а норвежец – наоборот. Результата здесь добивается только №9, и то через раз. Кроме того, быстро атакуя по своему правому флангу, Холанд иногда жадничает и бросается в сольный прорыв. В этом случае Эрлинг смещается к центру, проникает в чужую штрафную через участок её передней грани у ближайшего к норвежцу окончания «закругления» и с левой неэффективно бьёт в середину ворот оппонента на небольшой высоте.

Дважды менее частые левосторонние «контры» немцев тоже порой сопровождаются их индивидуальными проходами. Обычно это характерно для Санчо. Он в подобных эпизодах с левого (для его коллектива) края, на уровне окончания центрального круга, постепенно убегает в центр, внедряясь в штрафную площадь сквозь середину участка её передней линии между левыми (относительно германцев) углом штрафной и концом «радиуса». После попадания в названную площадь Джейдон пробивает вторым касанием с левой ноги в ближнюю «шестёрку». Игровой снаряд летит в створ, но отличиться голом так форварду не удаётся. Если же подопечные Люсьена Фавра пробуют комбинационно быстро наступать по своей левой бровке, то дело начинает Р. Геррейру. Португалец удачно идёт в отбор у вражеских владений и отдаёт пас низом на ближнюю «стойку» после входа в штрафную. Там в касание с правой замкнуть прострел пытается Джованни Рейна, но промахивается по дальней «девятке».

С сопоставимой частотой, но совсем без эффекта, «Боруссия» проводит атаки по флангам позиционно. Здесь уже двукратное преимущественно по численности у наступлений, осуществляемых слева для «шмелей». Главными креативщиками тут выступают Холанд, Рафаэл Геррейру, Беллингем и Ройс. Норвежец стремится сделать передачу Тома́ по газону, в центр штрафной, из её пределов, а остальные пасуют иным игрокам, к ближней штанге. Джуд подаёт на №11 из названной площади, Марко оттуда простреливает в направлении Эрлинга, Геррейру – переводит низом всё тому же Ройсу, но предварительно пробравшись в штрафную. Данные позиционки Холанд, Менье и Марко Ройс завершают неточными ударами по «шестёркам»: бельгиец бьёт в дальнюю, а норвежец с немцем – по ближней. Также Марко иногда (с кросса Беллингема) головой промахивается, целясь в ближайшую «девять».

Наконец, самым нечастым и абсолютно бесполезным до настоящего времени способом угроз чужим владениям для подопечных Люсьена Фавра остаются штрафные удары. В последнее время в играх немцев возникала только пара таких моментов. И лишь однажды у вице-чемпиона Германии получилось произвести хоть сколько-нибудь опасный «выстрел» в данных обстоятельствах. Это произошло, когда к мячу подошёл Р. Геррейру. Португалец расположился на два метра вправо и 5 м. кзади от игрового снаряда. Затем Рафаэл с левой ноги послал мяч над «стенкой» визави, целясь в ближнюю «девятку». Увы, по ней №13 промахнулся. Остальные одноклубники Геррейру между тем впятером локализовались в чужой штрафной и втроём – за её пределами.