Игра в хорроры – занятие достаточно интимное, не терпящее суеты и требующее подходящих условий: никаких посторонних раздражителей, темнота и полное одиночество. Возможно ли успешно пугаться сообща, когда рядом с тобой сразу несколько пусть и виртуальных, но всё-таки живых товарищей?
Понятно, что само наличие жанра кооперативного хоррора означает положительный ответ на этот вопрос, однако с популярностью у таких «коопов» всегда были проблемы. Тем удивительнее внезапный взлёт никому не известной Phasmophobia от Kinetic Games: за месяц, прошедший с выхода в Steam Early Access, этот инди-ужастик смог похвастать десятками тысяч игроков онлайн теперь и заслуженно претендует на звание одного из лучших хорроров этой осени, а то и года.
Немаловажное мерило популярности по нынешним временам – это количество стримеров и зрителей прямых трансляций. Судя по Twitch, с этим всё в порядке, но стоит ли играть в Phasmophobia самому?
Охотники за привидениями
Инди-хорроры, учитывая относительную лёгкость их создания, давно уже стали отдельным мемом из числа тех, что посвящены тёмной стороне Steam – той самой, из-за которой на сотни и сотни кривых дебютных поделок приходятся считаные единицы достойных игр. На первый взгляд Phasmophobia недалеко ушла от своих собратьев: вездесущий Unity, текстуры низкого качества, «деревянные» анимации, минимальная работа над удобством интерфейса… Пройти за пару часов и забыть, если уж угораздило приобрести подобное? Не торопитесь – если придерживаться некоторых простых правил, то хоррор раскроет себя с наилучшей стороны.
Если у вас есть VR-гарнитура – обязательно используйте её. Это и убогость графики сгладит, и на атмосферности скажется только положительно. Совет, конечно, хороший, но по понятным причинам не для всех подходящий. Не беда – играть можно и без устройств виртуальной реальности.
Следующее условие хорошего отыгрыша попроще, оно же и самое главное: забудьте об игре в одиночку. Строго говоря, Phasmophobia – не чисто кооперативный ужастик. Одиночное прохождение на месте, но ощущения в подобном случае вряд ли будут яркими. Лучше найти хотя бы одного товарища (в идеале – собрать полный квартет) и уже этой дружной компанией отправляться на охоту за призраками.
Да, в этой игре, которую многие сравнивают со знаменитыми «Охотниками за привидениями», главные герои – вовсе не случайные жертвы потусторонних мистических сил, а выполняющие свою работу специалисты. Их задача – прибыть на локацию (как правило, это какое-то заброшенное здание), по косвенным уликам определить тип призрака и по возможности унести ноги невредимыми. Есть и дополнительные задания, которые выдаются случайным образом, – например, сфотографировать привидение или найти конкретный признак его присутствия, вроде почерневшей воды в раковине.
Если охотники справились, то их ждёт небольшое денежное вознаграждение. Деньги здесь не просто показатель успешности команды, но в первую очередь способ обзавестись полезным оборудованием, которое необходимо для выполнения работы. Спектр снаряжения широкий: от банального фонарика до сложнейших устройств, вроде датчиков звука и движения.
Узнать тип призрака несложно – у каждого представителя потусторонних сил есть три ключевых признака. Но поиск этих улик каждый раз происходит по новому сценарию – это, видимо, и стало основной причиной популярности ужастика.
Назови его тихо по имени
Первые пять минут после выхода из специального фургончика, на котором команда прибывает к месту задания и который служит базой и складом оборудования одновременно, можно быть спокойным за свою шкуру – в этот период призрак ведёт себя относительно тихо, позволяя четвёрке смельчаков забраться в дебри уровня в поисках улик. Так как инвентарь каждого игрока ограничен лишь тремя предметами, одним из которых обычно становится фонарик (вы же не безумец, чтобы отправляться в пугающую темноту без него?), приходится разделяться и ставить перед собой конкретные задачи: один берёт термометр, второй – датчик ЭДС, третий тащит с собой камеры, а четвёртый ищет отпечатки с помощью УФ-фонаря.
Обычно этой спокойной пятиминутки хватает на то, чтобы найти один тип улик и локализовать место обитания призрака, после чего начинается самое интересное. Как правило, для дальнейшего опознания и выполнения дополнительных заданий привидение необходимо расшевелить: например, вывести его из себя криками в микрофон, называя нечисть по имени. Да, игра умеет распознавать речь, поэтому возможна какая-никакая беседа с привидением.
Вообще, звуку тут уделено серьёзное внимание: есть позиционирование голоса, переговоры по рации, достаточно честное моделирование отражения звуковых волн от стен в помещениях – всё это наилучшим образом сказывается на погружении в атмосферу кошмара.
Когда тип призрака наконец определён, самое время уносить ноги – если получится, конечно. Каждое привидение вступает в так называемую фазу охоты: если фонарик в руках вдруг начал судорожно мигать, это означает только одно – лучше поскорее спрятаться, иначе не поздоровится. Из-за того, что в любой момент может начаться настоящий ужастик, ходить поодиночке совсем не хочется, но именно совместные действия в секунды паники дарят те незабываемые ощущения, благодаря которым Phasmophobia выделяется среди прочих хорроров.
Развлеки себя сам
Пугающих и одновременно забавных ситуаций хватает: отправить товарища в подвал и слушать его дикие крики в рацию, когда его таки настигнет призрак; участвовать в массовом забеге куда глаза глядят при малейшем намёке на потустороннюю активность, – поверьте, очень смешно, когда слаженная вроде бы команда вдруг превращается в мечущуюся в ужасе толпу. Попивать чай в трейлере, с ухмылкой наблюдая за тем, как по очереди гаснут метки товарищей на интерактивной карте, и вдруг понять, что теперь тебе придётся отправляться в заброшенный дом без друзей.
В одиночном прохождении игрок лишается такой роскоши, как лишается возможности наблюдать за реакцией товарищей зритель фильма ужасов, созерцающий его в гордом одиночестве. Не зря Phasmophobia так популярна среди зрителей прямых трансляций – следить за кричащим от ужаса стримером порой бывает довольно весело.
Последнее важное правило, которого необходимо придерживаться для получения максимального удовольствия, – не подходить к выполнению заданий со всей серьёзностью, стараясь победить любой ценой. Миссии на самом деле совсем не сложные – освоившись и поняв правила, достаточно легко определять тип призрака за считаные минуты, особенно на небольших уровнях.
Приходится выдумывать испытания для себя – например, стараться непременно сфотографировать привидение, что понятным образом сказывается на выживаемости команды, зато позволяет пугаться на полную катушку. Сухой расчёт и тщательное планирование лучше отбросить – как ни странно, чем больше в команде раздолбаев и новичков, тем интереснее раунд.
Ведь если взглянуть на игру трезвым взглядом, то контента тут кот наплакал. Да, разработчики смогли найти формулу успеха, но лежащие на поверхности способы улучшить геймплей почему-то почти не используются. Маловато скримеров, не хватает случайных событий (например, тут есть неожиданный звонок телефона, но к нему быстро привыкаешь), хочется более непредсказуемого поведения потусторонних сил. Весь ужас – в неизвестности, а когда ты точно знаешь, как действует призрак, пугаться уже не так весело.
Первые несколько часов в Phasmophobia подарили мне одни из сильнейших игровых впечатлений за текущий год. Но потом наступает резкий спад – хоррор не способен постоянно удивлять, и вместо страха больше рассуждаешь о том, как было бы круто добавить ту или иную «фичу»: возможность играть за призрака, другие уровни, новые привидения, задания, улики и оборудование. От былого ужаса нет и следа, из забавного – разве что наблюдение за первыми шагами новичков, ещё не знающих основных принципов геймплея.
Если вам по душе стримы по Phasmophobia, то самое время сделать небольшую паузу в их просмотре: игра даёт неплохой способ испытать нервы целой компании на прочность – пусть острых ощущений вряд ли хватит дольше, чем на пару вечеров.
Автор: Степан Песков
Оригинал: https:// stopga.me/114374