Ох уж эти «легенды революционного времени». Великое множество баек возникло вокруг событий 1917 года (как и вокруг последующих «насыщенных» лет). Порой эти мифы крайне живучи, так как напоминают правду. А в некоторых ситуациях истину установить уже не удастся, так как бардак происходил просто феерический.
«Калиф на час». Нравится мне это выражение, очень подходит некоторым политическим деятелям, к коим можно отнести и Александра Федоровича Керенского.
Весной 1917 года Керенского боготворили многие. А уже осенью на его защиту не желали подниматься даже юнкера и казаки. Как так вышло?
Все просто и, одновременно, очень сложно. А.Ф. Керенский не сумел оседлать революционное движение, превратившись в изгоя как для «левых», так и для «правых».
«Каждая из двух Россий хотела, чтобы власть была только с ней...» (с) А.Ф. Керенский. Потерянная Россия.
«Рыцарь Революции» неизменно появлялся в полувоенном френче, но не меньшую популярность в советское время обрел и еще один образ Керенского: женское платье.
Платье не то медсестры, не то горничной, не то просто какой-то гражданки)
Эта версия бегства Керенского из Зимнего дворца появилась не то благодаря пропагандистам-большевикам, не то из-за «злых монархистов», не то благодаря «народной молве», не то из-за слухов а-ля «одна бабка видела и все рассказала как есть» (этой «бабкой» якобы был брат начальника юнкерской школы).
У самого Александра Федоровича серьезно «бомбило» от этой легенды даже спустя полвека после 1917 года. Он так и говорил советскому журналисту Г.А. Боровику, что не бегал никуда в женском платье.
В своих мемуарах Керенский пишет, что на самом деле уехал на своей машине, да еще в сопровождении американского посольского автомобиля (с американским флагом). Американцы, правда, говорят что Керенский тупо отобрал у них посольский автомобиль вместе с флагом («демократ» поступил «по-демократически» с «демократами»). Сам Керенский же пишет, что солдаты-красногвардейцы ему еще и честь отдавали, «чисто механически», ага. Даже не знаю, какая версия абсурднее: про женское платье или про «отобранный американский автомобиль» с отдающими честь красногвардейцами. Курьез, да и только)
Будущий атаман П.Н. Краснов же (с которым Керенский попытался отбить Петроград, та еще парочка) упоминал о «матросской куртке и синих очках», в которых Керенский бежал уже после Зимнего дворца, из Гатчины. Некоторые считают, что и из Гатчины Керенский бежал в женском платье. Короче, версий хватает, но все они противоречат друг другу. Самое забавное, что Керенский потом бегал по всей России, а потом еще и по Европе. Пытался как-то «обратно залезть» в большую политику, но серьезно его уже никто не воспринимал.
Вообще, время было непростое, потому бегать от своих противников «в гражданском» не брезговали ни большевики (начиная с Ильича), ни белогвардейцы (там вообще почти все отметились, пробираясь на Дон, читаем мемуары). Но переодевались-то все «в мужское». Другое дело, что Керенского очень не любили вообще все политические силы.
«Вы знаете, как они меня называли? «Александра Федоровна»! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Федоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!» (с) Г. Боровик, из его беседы с Керенским
Не поклонник Керенского, мемуары его очень субъективны. Но все же, хочу отметить, что переодевание мужика «за тридцать» в медсестру выглядит алогичным поступком. Это же не «Шерлок Холмс» от Гая Ричи, в конце-то концов. Такая «медсестра» скорее всего привлекла бы всеобщее внимание. Плюс, бежал он не один, а с охраной.
В общем, думаю, что это все же байка, но байка занятная. Она нашла отражение не только в советских картинах, но и в нынешнем общественном сознании.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.