Найти в Дзене

27 октября. Караченцов родился в день основания Ленкома

Оглавление

А ещё

Состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине

Комедиальная хоромина – первое в России специальное здание для театральных представлений – было выстроено по указу царя Алексея Михайловича в его летней резиденции, в селе Преображенском под Москвой, для развлечения его молодой супруги царицы Натальи.

Судьба театра в России весьма интересна. Скоморохи на ярмарках, придворные шуты, балаганный Петрушка, ряженые на святках - вот представили актерской профессии на Руси.

Правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) характеризовалось активной борьбой противоположных представлений о путях дальнейшего развития Руси. Новый политический, культурный и бытовой уклад начинался во дворце Алексея Михайловича, построенном на востоке Москвы, в селе Преображенском. Ко времени Алексея Михайловича относится и появление первого в России театра - вещи по дедовским понятиям невиданной и даже еретической.

Именно боярин Артамон Сергеевич Матвеев, близкий друг царя Алексея Михайловича, видный сановник и вершитель многих дел в русском государстве, способствовал созданию первого придворного театра. Царь заинтересовался и повелел устроить сию забаву, но своих специалистов не было....

Поэтому обратились к учителю из Немецкой слободы Иогану Грегори (Иоганн Готфрид Грегори). С 1658 года он жил в России и служил пастором лютеранской церкви. В труппу набрали 60 актеров из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе.

На репетиции у Грегори. Придворный театр
На репетиции у Грегори. Придворный театр

Местом устройства "комедийной хоромины", в которой предстояло разыграть готовившееся представление, определили село Преображенское, все работы по созданию фактически первого русского придворного театра велись под наблюдением Артамона Матвеева. В конце октября 1672 года "хоромина" была готова, потом началась её внутренняя отделка, которая поражала своей роскошью и великолепием: стены зала драпировали "черевчатым" (красным) и зелёным сукном. Готовили костюмы и декорации: "…шилось всякое потешное платье и написаны рамы перспективного письма (декорации)". Росписью "хоромины" и устройством декораций занимался гамбургский живописец Петер Шимс, которого в русских документах называли "мастером перспективного дела". Оркестр получился сводным: в нём участвовали домашние музыканты Матвеева (которыми руководил органист Симон Гутовский) и служители кирхи, где проповедовал Грегори.

Иоганн Готфрид Грегори и Алексей Михайлович
Иоганн Готфрид Грегори и Алексей Михайлович

В Комедиальной хоромине была представлена "Комедия, как Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину наученью". Пьеса была сочинена пастором Грегори на немецком языке, с которого свободно переложена на русский язык переводчиками Посольского приказа. В таком виде она и была поставлена перед царем. Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась позади на простых деревянных скамьях. Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной были совершенно захвачены представлением и буквально не отрывали глаз от сцены...

Так на Руси родился русский драматический театр… Так был сделан первый шаг приобщения русских царей к театральному делу.

После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как "богопротивную" по приказу его набожного сына царя Федора.

Но плоды не замедлили сказаться. В дальнейшем, как известно, царица Прасковья Федоровна (жена царя Ивана Алексеевича) содержала свой собственный театр в селе Преображенском (под Москвой), равно как и сестра Петра I - царевна Наталья Алексеевна. Поклонниками "комидий" стали царевна Софья и передовое боярство того времени, быстро переодевшееся в немецкое платье.

А ещё... Открылся Центральный театр рабочей молодежи (ТРАМ), теперь - Московский театр Ленинского комсомола.

-4

ТРАМ - это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Здание, в котором в настоящее время находится театр, построено в 1907-1909 годах для московского купеческого клуба архитектором И.А. Ивановым-Шицем. Интересный факт - В 1920 году в особняке проходил III-й съезд Российского коммунистического союза молодежи. Известно, что здесь неоднократно выступал с речами В.И. Ленин.
Здание, в котором в настоящее время находится театр, построено в 1907-1909 годах для московского купеческого клуба архитектором И.А. Ивановым-Шицем. Интересный факт - В 1920 году в особняке проходил III-й съезд Российского коммунистического союза молодежи. Известно, что здесь неоднократно выступал с речами В.И. Ленин.

Четыре года новый театр существовал на полупрофессиональных началах. Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. И всё же идея "Ермоловой, днем работающей у станка, а вечером играющей в театре", популярная и в послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром профессиональным - в 1931 году коллектив получил статус профессионального театра.

Состав сотрудников и преподавателей с самого начала предопределил высокий профессиональный и творческий потенциал будущего театра. Заведующим литературной частью здесь был сам Михаил Булгаков, который даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал композитор Исаак Дунаевский. Актерское мастерство преподавали выдающиеся актеры МХАТа Николай Баталов, Алексей Грибов, Николай Хмелев, Виктор Станицын и Илья Судаков, основы биомеханики В.Э. Мейерхольда трамовцам передавала его родная дочь Ирина Хольд, сценографией занимались Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. Благодаря этому великолепному составу преподавателей из стен театра вышли такие известные советские актеры, как П. Шпригнфельд, З. Щенникова, В. Соловьев, А. Пелевин и, конечно же, звезда 1930-1960-х годов Николай Крючков.

-6

Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства. Одного энтузиазма уже недостаточно. В 1932 году в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТ – И.Я. Судаков, В.Я. Станицын, И.М. Горчаков, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев. Постепенно в репертуаре московского ТРАМа начинает преобладать классический репертуар – А.С. Пушкин, М. Горький, А.Н. Островский. Спектакли выходят на высокий художественный уровень.

Появление в театре в 1938 году Ивана Николаевича Берсенева с блестящей плеядой молодых мхатовских актеров – Софьей Гиацинтовой, Серафимой Бирман, Ростиславом Пляттом, Аркадием Вовси и другими - привело к созданию серьезного театра, который быстро завоевал любовь москвичей.

Иван Николаевич Берсенев
Иван Николаевич Берсенев

В том же 1938 году искусный политик и признанный лидер театра Иван Николаевич Берсенев сумел добиться ликвидации малопрестижного названия "ТРАМ" и появления на фасаде театра нового наименования, которое способствовало официальному признанию его прежних и будущих заслуг – "Московский театр имени Ленинского комсомола". Только после образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Интересна и разнообразна афиша театра этого периода: "История одной любви", "Парень из нашего города", "Так и будет", "Русский вопрос" К. Симонова, "Фронт" А. Корнейчука, "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "Зыковы" и "Васса Железнова" М. Горького, "Живой труп" Л. Толстого, "Месяц в деревне" И. Тургенева, "Нора" Г. Ибсена, "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, "Валенсианская вдова" Лопе де Вега. Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Анатолий Васильевич Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963 года).

-8
-9
Леонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов
Леонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов

Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссера, и для всего театра – "В день свадьбы" В.С. Розова, "104 страницы про любовь" и "Снимается кино" Э.С. Радзинского, "Мой бедный Марат" А.Н. Арбузова, "Мольер" М.А. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами – В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым...

Новая эпоха в жизни коллектива начался в 1973 году, когда художественным руководителем театра стал Марк Захаров.

-11

Он поставил ряд спектаклей, которые стали событиями московской театральной жизни: "Тиль" Г. Горина по мотивам романа Ш. Де Костера, "Иванов" А. Чехова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" П. Неруды, первая русская рок-опера "Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова, "Три девушки в голубом" Л. Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Поминальная молитва" Г. Горина (по произведениям Шолом-Алейхема).

Труппа театра Ленком ( в центре режиссёр театра Марк Захаров)
Труппа театра Ленком ( в центре режиссёр театра Марк Захаров)

С 1990 года театр носит название "Ленком".

...Название "Ленком" появилось не случайно. Это продукт городского фольклора, которым воспользовалась позднее уже новая театральная генерация, пришедшая на смену всем предыдущим. Мы долго боролись за новое название театра, целиком не открещиваясь от истоков его прежней аббревиатуры, но наши усилия увенчались успехом уже в новое, перестроечное время, когда рухнул прежний партийно-цензурный аппарат... (Марк Захаров, из книги "Суперпрофессия")
-13
-14

В последние годы за "Ленкомом" прочно закрепилось определение "звездный театр". Более 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром "Ленком"... Продолжает работать не покладая рук во имя развития театра, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм.

-15
Празднование 90-летия театра Ленком. 31 января 2017 год
Празднование 90-летия театра Ленком. 31 января 2017 год

-17

Сегодняшний репертуар театра разнообразен и богат. Зрительный зал "Ленкома" переполнен, и театр продолжает уверенный путь к своему столетию. Стремясь к расширению творческих контактов, театр проводит большую гастрольную работу. Зрители более 60 городов нашей страны и зарубежья познакомились с его искусством. Театр гастролировал в Лиссабоне, Варшаве, Париже, Болонье, Амстердаме, Нью-Йорке, Будапеште, Праге, Афинах, Мюнхене, Берлине, Эдинбурге, Тель-Авиве, Риге, Шизуоке.

-18

27 октября 1944 года в Москве родился Николай Петрович Караченцов - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. За свою творческую карьеру он сыграл сотни ролей, пропуская каждую через себя и проживая жизнь своих персонажей.

«Актерское дело - это болезнь, это не профессия... Это зараза»

27 октября - Календарь Истории.