10.Эффект Cheerios
Представьте свою последнюю тарелку Cheerios (или других хлопьев для завтрака) - болтаются ли Cheerios одни, занимаясь своими делами, или они склонны держаться вместе? Естественная тенденция маленьких плавающих в воде предметов притягиваться друг к другу и направляться к краям емкости называется « эффектом Cheerios ».
Объяснение начинается с поверхностного натяжения , тенденции поверхности жидкости вести себя как своего рода щит (или, точнее, гибкая мембрана), сопротивляясь проникновению со стороны плавающих объектов. Cheerio, более плотный, чем молоко, будет оставаться на поверхности молока с помощью поверхностного натяжения, но уровень молока, непосредственно локального для Cheerio, немного снизится, заставляя расположенные поблизости Cheerios вести себя так же - в основном, падение в небольшой провал, вызванный первым Cheerio. Объект МЕНЬШЕ плотный, чем жидкость, будет плавать естественным образом, с помощью поверхностного натяжения или без него, и направится к краю контейнера, ища наивысшую возможную точку.
9.Эффект бразильского ореха
Эффект бразильского ореха - также известный как «гранулярная конвекция» или «эффект мюсли» - это явление, при котором, когда группа частиц разного размера встряхивается вертикально, наибольшая часть поднимается наверх. Название происходит от того, что бразильские орехи (обычно самый крупный орех в ореховом коктейле) оказываются наверху, опираясь на более мелкие орехи, после транспортировки и встряхивания банки. Это может показаться нелогичным, поскольку можно было бы ожидать, что самый большой и самый тяжелый упадет вниз, а самый маленький и легкий поднимется наверх.
Эффект был впервые изучен в 1930-х годах, и, хотя он довольно хорошо изучен, все еще остаются некоторые вопросы, на которые нет ответа. Здесь действует пара отдельных сил: «просачивание», когда более мелкие частицы падают вниз через относительно большие промежутки между более крупными объектами, и «конвекция», которая толкает эти более крупные объекты вверх (а также заставляет их двигаться к краям контейнер, когда выше некуда идти). Но может быть задействован, по крайней мере, еще один механизм - «конденсация», которая связана с температурой, а также есть нечто, известное как «обратная проблема бразильского ореха». Роль плотности и давления также все еще изучается.
8.Эффект ложного консенсуса
Ах, эффект ложного консенсуса . Мы все были там, и у всех нас есть знакомые, которые более восприимчивы к этому, чем другие - когнитивная предвзятость, из-за которой кто-то переоценивает то, насколько другие люди с ними согласны. Ваш друг, который ест только сырую веганскую пищу и считает, что другие обязательно воспользуются возможностью поделиться своей диетой, поддается эффекту ложного консенсуса.
В целом люди склонны воспринимать то, во что они верят (а также то, как они действуют, думают, говорят и т. Д.), Как «нормальное» и правильное. Вероятно, отчасти это связано с тем, что в психологии известно как « эвристика доступности », то есть процесс принятия решений на основе того, что сразу приходит в голову. Учитывая, что мы проводим время с друзьями, семьей и другими людьми, которые обычно разделяют многие наши мнения и убеждения, эта изолированная социальная группировка может способствовать эффекту ложного консенсуса.
Похоже, что сила эффекта увеличивается, когда мы обладаем высокой степенью уверенности в позиции, когда то, что обсуждается или рассматривается, считается относительно важным, и когда поведенческий контекст «консенсуса» каким-то образом усиливается.
7.Эффект горячего шоколада
Наполните кружку молоком или водой, затем постучите по стенке (или дну) кружки металлической ложкой и прислушайтесь к высоте производимого звука. Затем влить пакет горячего шоколада смесь в кружку, и нажмите снова, шаг упадет значительно . Затем, по мере растворения порошка, высота звука снова начинает расти. Это известно как « эффект горячего шоколада » и впервые было изучено физиком Фрэнком Кроуфордом в 1982 году.
Это явление, также известное как «эффект аллассона», вызвано изменением скорости звука в кружке по мере введения различных новых элементов и изменения этих новых элементов. В частности, плотность пузырьков, создаваемых при ударе порошка о жидкость, изменяется, вызывая изменение звука, проходящего через них.
6.Эффект озера Вобегон
Эффект озера Вобегон , более формально известный как « иллюзорное превосходство, »- еще одно когнитивное искажение. Такое прозвище вызвано тем, что дети в вымышленном городе Гарнизона Кейлора на озере Вобегон «выше среднего», иллюзорное превосходство - это явление, когда люди считают себя лучше других - другими словами, выше среднего - в отношении определенных способностей и навыков. , производительность и интеллект. Этот эффект довольно часто наблюдается у водителей, которые уверенно считают себя лучше других водителей на дороге. Например, в исследовании 1981 года водителей в США и Швеции 93% опрошенных американцев оценили отсутствие темы как водителей выше среднего (по сравнению с 69% опрошенных шведских водителей). Что касается того, насколько безопасно они водят машину, 88% американцев и 77% шведов поставили себя в число 50% лучших.
Призрачное превосходство проявляется везде. Дети в школе часто преувеличивают свою относительную популярность; люди склонны думать о своих романтических отношениях как о лучших, чем о других; люди склонны думать о своей способности ладить с другими как о чем-то выше среднего. Общие черты, которые выявляются при изучении эффекта, включают, среди прочего, доброту, виртуозность, удачу и инвестиционные способности.
5.Эффект имени-буквы
Люди, как правило, предпочитают буквы, которые встречаются в их именах, особенно инициалы, и это предпочтение называется « эффектом имя-буква ». Возможно, в этом нет ничего удивительного, учитывая, как часто мы пишем и читаем буквы в наших именах; где эффект «имя-буква» становится интересным, так это то, как он подсознательно проявляется в самых странных местах. Противоречивые исследования показали, что существуют значительные корреляции между буквами в именах людей и определенным жизненным выбором, который они делают, и успехами (или неудачами), которые они переживают.
Например, серия исследований, проведенных в SUNY Buffalo, показала, что люди с большей вероятностью будут жить в городах и / или штатах с именами, которые похожи на их собственные, находят работу и карьеру, которые лингвистически напоминают их имена, и, возможно, даже находят друзей, которые соответствуют их именам. те же критерии. Также возможно, что эффект буквенного имени может иметь негативные последствия; Два профессора, один из Калифорнийского университета в Сан-Диего, а другой из Йельского университета, провели исследования, в которых, среди прочего, изучали, будут ли бейсболисты с именем или фамилией, начинающимися с K (статистический символ вычеркивания), чаще вычеркивают чем их сверстники. В отчете утверждается, что «мы обнаружили, что наше собственное имя саботирует успех людей, чьи инициалы совпадают с отрицательными ярлыками эффективности».
Следует отметить, что эти исследования, по мнению многих, имеют сомнительную (в лучшем случае) легитимность и что результаты могут фактически быть результатом статистических артефактов (ошибок).
4.Автокинетический эффект
Когда вы находитесь в полной темноте - скажем, в лесу ночью - и видите маленькую точку света, смотрите на нее. Через некоторое время этот стационарный свет будет казаться движущимся перед вами, несмотря на то, что он вообще не движется. Этот «автокинез» - это визуальное явление, которое, скорее всего, происходит из-за того, что когда вы находитесь в полной темноте, вашим глазам не к чему привязаться - нет контрольной точки - что мешает вашему разуму удерживать этот свет на своем месте. в космосе. В частности, когда ИЗОБРАЖЕНИЕ света движется по вашей сетчатке (из-за незначительных движений мышц глаза), вы также воспринимаете реальный свет как движущийся.
Хотя автокинетический эффект кажется безвредным, он может быть довольно опасным для пилотов самолетов, летящих ночью. Одна из многих увлекательных сенсорных иллюзий, связанных с авиацией, автокинез может изменить способность пилота приземлиться на самолет на основе набора путеводных огней; он также может мешать полету в строю, дозаправке в воздухе и ряду других маневров.
Неудивительно, что автокинез является объяснением многих наблюдений НЛО.
3.Эффект занавески для душа
Вы принимаете душ, напеваете мелодию и наслаждаетесь ощущением теплой воды на коже. Окна закрыты, в ванной нет циркуляции. Затем, без всякой провокации, занавеска для душа просто тянется и прилипает к вам , обвиваясь своими липкими руками. Вы отклеиваете его как можно лучше, но он остается.
Итак, вопрос: что происходит? Это называется «эффектом занавески для душа», и, как и некоторые другие элементы в этом списке, он изучен, но еще не полностью изучен. Есть несколько основных конкурирующих и пересекающихся теорий:
(1) Покупка . По мере того, как горячий воздух в душе поднимается и заменяет холодный воздух, он теряет плотность, вызывая дисбаланс давления, что приводит к перемещению завесы внутрь. Проблема с этой теорией заключается в том, что эффект занавески для душа случается и с холодным душем.
(2) Эффект Бернулли. Этот объясняет изменение давления воздуха тем фактом, что воздух соответствует скорости воды, вырывающейся из насадки для душа; другими словами, когда вода набирает скорость, давление падает. Этот эффект лежит в основе того, как крылья самолета создают достаточную подъемную силу для полета.
(3) Теория горизонтальных вихрей. Эта теория, изучаемая только с помощью компьютерных моделей, утверждает, что дисбаланс давления вызван горизонтальным вихрем, возникающим из водяных брызг.
2.Эффект Сильвии Плат
Проще говоря, эффект Сильвии Плат - это теория, которая пытается объяснить явно непропорциональное количество женщин-поэтов, страдающих психическими заболеваниями. В более широком смысле утверждается, что поэты любого пола - и даже шире, творческие писатели - легче поддаются депрессии и другим психическим заболеваниям, чем другие писатели, а также другие знаменитости. Связь между творчеством и психическими заболеваниями предполагалась и изучалась на протяжении веков - Аристотель писал, что творческие писатели и мыслители склонны тяготеть к «меланхолии».
Американский психолог Джеймс К. Кауфман, который провел обширное исследование творчества, ввел термин «эффект Сильвии Плат» в 2001 году, исследуя влияние творчества на психические заболевания. Многие ученые проводили исследования, пытаясь ответить на вопросы о причинах психических заболеваний, о курино-яйцевом характере его отношения к творчеству, стигме, окружающей депрессию, и многом другом. Связь между творчеством и психическим заболеванием, особенно причинно-следственная связь, до сих пор четко не понята, и исследования подняли больше вопросов, чем дали ответов. Однако некоторые вещи кажутся правдой: связь между творческими писателями и психическим заболеванием реальна, она затрагивает поэтов больше, чем других писателей, а женщин - больше, чем мужчин.
1.Эффект вагона-колеса
Эффект вагона-колеса описывает оптическую иллюзию, при которой кажется, что колеса со спицами вращаются иначе, чем можно было бы ожидать, учитывая направление, в котором движется транспортное средство. Колеса со спицами проезжающего автомобиля могут казаться вращающимися медленнее, чем само колесо, могут казаться неподвижными или даже могут казаться вращающимися в противоположном направлении. Этот эффект до конца не изучен, хотя существует несколько конкурирующих теорий.
Когда это происходит на пленке - скажем, вы смотрите фильм с автомобилем, - эффект полностью объясним и связан со «стробоскопической» природой пленки. Фильмы захватывают быструю серию неподвижных изображений, обычно 24 кадра в секунду, поэтому визуальная информация отсутствует, но наш мозг логично восполняет эту недостающую информацию. Когда машина едет быстро, колесо может БОЛЬШИНУ пройти круг за один кадр, и наш разум воспринимает это как движение НАЗАД. Однако, когда это происходит в реальной жизни, объяснение не столь однозначно. Одна из теорий состоит в том, что наш разум на самом деле обрабатывает визуальную информацию как серию «кадров», как в кино; другой предполагает, что к эффекту приводят две противоречащие друг другу интерпретации (в нашем мозгу) визуально сбивающей с толку сцены.