Зачем потребовалось строить терминал, из которого не летали? Правда ли, что раньше рядом и правда был первый аэропорт в Москве? Как строили комплекс Московского аэровокзала? Неужели изначально пассажиры могли воспользоваться вертолётами вместо автобусов? А также - как здесь было внутри, и чем кормили в местном необычном ресторане? Об этом и не только расскажу сегодня.
Для привлечения пассажиров
Московский аэровокзал появился на Ленинградском проспекте в 1965 году. Потребовалось сооружение, чтобы обеспечить транспортную доступность к новым столичным аэропортам. К тому моменту уже все три из ныне действующих воздушных гаваней - "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево" - работали. Однако существовала большая проблема. Добираться до них было очень трудно и долго.
В те годы государство как раз привлекало внимание советских граждан к использованию самолётов в качестве вида транспорта. Основным аргументом считалась экономия времени, на некоторых направлениях значительная. Только вот цена была выше. Например в 1970-х годах билет на поезд из Ленинграда в Москву максимально стоил 13 рублей. А на #самолёты уже 18. Нельзя, конечно, сказать, что это критичная разница.
Нежелание использовать #авиатранспорт было, скорее, вызвано иной причиной. Всё-таки железнодорожный состав привозил людей на Ленинградский вокзал (или другие), практически в центр города. А не в чистое поле за МКАДом, откуда ещё нужно было добраться. Поэтому столичные власти решили создать единый терминал для пассажиров всех аэропортов.
Красиво-удобно-функционально
Место выбрали на Ленинградском проспекте. Во-первых, поблизости было метро. Во-вторых, не так далеко располагался первый аэродром в Москве, им. М.В. Фрунзе. Его #история заслуживает отдельной статьи. Однако к тому моменту он уже не действовал, как пассажирский терминал. Лавировать между высотной сталинской жилой застройкой для крупных самолётов было просто опасно. Поэтому в конце 1940-х это прекратили.
Работу над проектом поручили группе архитекторов во главе с Дмитрием Бурдиным и Леонидом Баталовым. Интересно, что буквально в это же время они участвовали в строительстве "Останкинской" телебашни. Основной задачей архитекторов было создание комфортного и функционального пространства для пассажиров. Кроме того, Московский аэровокзал должен был выделяться на фоне остальной застройки. Поэтому воспользовались приёмами модернизма.
С главным зданием вряд ли бы получилось сделать что-то фееричное. Конструктивные особенности требовали длинного и невысокого сооружения. Поэтому архитекторы создали перед ним два 12-этажных стеклянных корпуса ярко-зелёного цвета. Внутри одного разместили гостиницу, а в другом обосновались оперативные службы московского авиационного узла.
Между двумя корпусами и длинным зданием аэровокзала хотели разместить скульптурную композицию. А именно - земной шар с облетающими его самолётами. Но в итоге делать её не стали. Строительство началось в 1960 году и завершилось через 5 лет.
Комфорт и гастрономическое изобилие
Воплощение идеи вышло прекрасным. В здании терминала можно было зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, купить новый билет, если вы откуда-то прилетели. Если ожидание стыковочного рейса планировалось долгим, всегда можно было заселиться в гостиницу #аэрофлот , располагавшуюся рядом. Цены там, кстати, были нормальными. Варианты досуга имелись и в здании аэровокзала. Например, там выставляли полупрозрачные модели самолётов. Поэтому при желании можно было изучать их.
Кроме того пассажирам предлагали разместиться в уютных залах ожидания с мягкими креслами или же поесть в местном ресторане. Некоторые названия блюд были интригующими. Например, салат "В полёт" или "Космос". Попробовать можно было многочисленные закуски и супы (от куриного до борща и рыбной солянки).
Также подавали осетрину, приготовленную разными способами, севрюгу, судака, селёдку. О большом количестве разных шницелей, котлет и мясных блюд даже говорить не стоит. Только подумайте - в те времена здесь существовало детское меню. Интересно, что при всём разнообразии, цены высокими не были. Стоимость лишь немногих блюд превышала рубль за порцию.
Ну, а после того, как время ожидания заканчивалось, пассажиров ждало путешествие на автобусе в нужный им #аэропорт . Интересно, что до 1971 года здесь работала вертолётная площадка. То есть была возможность добраться по воздуху. Но авиатакси довольно быстро закрыли. Всё-таки это было не совсем безопасно.
Разрушение легенды
В годы #СССР Московский аэровокзал исправно работал и заслуженно был любим многими пассажирами. К сожалению, сама идея со временем просто устарела. В начале 2000-х транспортная ситуация в столице изменилась в худшую сторону. #Москва погрязла в пробках. Городские власти сделали ставку на другие способы добираться до аэропортов (железнодорожные аэроэкспрессы, в первую очередь). В этом была своя логика, ведь дорога на автобусе от Ленинградского проспекта до аэропорта "Домодедово" могла занимать иной раз больше времени, чем будущий полёт.
Да что там, доехать до "Шереметьева", которое намного ближе, было также сложно из-за серьёзных пробок. Не забывайте, что в то время ещё шла реконструкция Ленинградского проспекта - вообще весело было. Поэтому в 2005 году Московский аэровокзал закрылся.
Сначала его помещение использовали, чтобы сдавать разным торговым организациям. То есть бывший терминал превратился в торговый центр, если проще, то в крытый рынок. Но уже в 2017 здание снесли. На его месте появится новый жилой комплекс с высотными домами. Единственное, что осталось от былого великолепия, это два зелёных корпуса. В одном до сих пор находится гостиница. В другом - размещается Управление гражданской авиации. На фоне будущих стеклянных гигантов 12-этажные здания смотрятся уже совсем не большими.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!