Предприниматель Владислав Савченко рассказал о запуске своего супермаркета в это сложное время
У меня есть несколько бизнесов, работающих, поэтому сначала я не собирался создавать что-то новое. Как-то на карантине мне позвонил друг, который работает в такси, и рассказал, что происходит в этой сфере.
Доходы таксистов упали наполовину, потому что люди перестали ездить, а еще многие люди остались без работы и пошли работать в службы такси, потому что это первое место, где можно быстро заработать деньги.
Присоединились очень многие водители, и база клиентов сильно размылась. Друг спросил меня, что делать. А я отвечаю: «Тю, у тебя же все есть, можно делать что угодно». И с этого родилась идея, что можно сделать бизнес, если у тебя есть транспорт.
А сферу пищевых продуктов я выбрал потому, что сам на карантине столкнулся с тем, что невозможно было заказать доставку продуктов, нужно было ждать 3-5 дней. Кому такой сервис вообще нужен? Поэтому я решил заняться этим. Когда я придумал идею, обратился к крупнейшим сетям ритейла и аптек с предложением сделать им логистику для доставки продуктов.
Они сказали, что дадут обратную связь, но этого так и не произошло. Решил подождать еще один день, и если за это время не получаю ответ - стартую сам. Мне так ничего и не ответили, поэтому мы начали самостоятельно делать аналитику, потратили на это всего два дня и стартовали.
О запуске во время карантина
Я решил попробовать показать на собственном примере, как построю бизнес с нуля на карантине за 14 дней. Об этом начал рассказывать на своем YouTube-канале. Решил заявить об этом публично, чтобы потом сам не смог отказаться от своих слов.
Я вообще ничего не знал об этом бизнесе и никто из команды этим раньше не занимался. Сначала нас было 30 человек (команду я собрал из своих других компаний), а на пике активности, команда расширилась до 60 человек, и все мы запускали бизнес дистанционно. Мне кажется, такого в мире еще никто не делал кризис, карантин с ограничением передвижения и ремоут - это просто убийственная смесь.
Вся команда работала в среднем по 15 часов в день, я вообще мог спать по 3:00
Было очень сложно, потому что нужно было и строить бизнес, и вести блоги, и контролировать другой свой бизнес. Ощущение было такое, будто я попал в какие-то «Казаки разбойники» или видеоигру. Но все работали на полную, людей очень зарядило создания чего-то совершенно с нуля: экспертизы нет, документов нет, компании нет, поставщиков нет - есть только идея и деньги.
Мы начали делать одновременно очень много вещей: вебсайт, контент, поиск состава, его организация, логистика, организация процессов и бизнес модели. Над всеми процессами мы сначала работали параллельно, а когда начали запускать учет и принимать продукцию на склад, все начало объединяться.
Больше всего проблем было со складскими документами: оказалось, что получить все документы за 14 дней у нас невозможно по закону для этого нужно до 45 дней. Поэтому сейчас нам приходится пользоваться чужими составами, за аренду своих мы также платим, хотя не можем ими пользоваться. Мы просто были готовы на все, чтобы запуститься.
На 13 день, когда мы только официально запустились, от DDoS-атаки сломался наш сайт. Мы получили где-то 650-700 тысяч запросов на сервер, сайт упал за 10 минут и валялся где-то 2-3 часа, пока мы не подняли его. За это время мы потеряли очень много клиентов. Потенциально мы ожидали заказ от 500 000 до полутора миллиона, потому инвестировали около 100 000 на рекламу в разных каналах. А когда упал сайт, мы не получили тех клиентов, которые пришли именно во время релиза нашего продукта - это был очень болезненный удар.
Также в первый день работы упал наш сервис учета - смешались все заказы, телефоны, адреса. На моих видео даже можно увидеть, как я сам привозил одни из первых заказов, а люди говорили: «Класс, вы крутые, но мы этого не заказывали». А наша доставка, которая имеет приходить за 90 минут, в первый день ехала от 4 до 7:00. Однако мы очень быстро все исправляли, и уже на следующий день в первой половине дня опоздания было не более 25 минут, а во второй половине доставка приходила без опозданий.
Как сейчас работает бизнес
Мы решаем боль клиентов, потому что когда ты делаешь заказ, ты хочешь его получить сегодня, а не через три дня.
Мы не доставка, мы интернет супермаркет, в этом очень большая разница, ведь есть возможность самостоятельно контролировать качество продуктов на складе. Также почти все заказы у нас полные, зная, что есть в наличии на складе.
Наш следующий шаг - продукты по подписке. Это не наша идея, а Amazon. Ее суть заключается в том, что человек может создать свою корзину, и раз или два в неделю она будет получать набор продуктов. Например, ты ставишь галочки, что тебе нужны килограмм огурцов, куриное филе и молоко, и получаешь эти продукты каждый понедельник и четверг. И ты знаешь, что в конкретное время приедет человек, одетый в маску и перчатки, и передаст заказ.
Мы отталкиваемся от того, что комплект еды в месяц у человека на 80% одно и то же, и именно в эти 80% постоянных продуктов мы хотим бить. Так мы хотим лишить людей необходимости ходить в магазин и тратить на это время.
Кроме этого, мы планируем запустить веб камеру на складе, чтобы люди могли видеть, как хранятся и упаковываются продукты. Также формируем группу людей, которая будет следить за качеством - тайные покупатели, ревизоры на складах. Наша фишка в крутом сервисе и качественном продукте. Поэтому сейчас мы думаем, как быстро можем решить это, чтобы масштабироваться на другие города