Найти тему
Рок не мёртв

Как рок стал отражением социальных и культурных изменений

Queen на знаменитом концерте Live Aid доказали, что рок музыка может и будет собирать вокруг себя огромное количество неравнодушных людей
Queen на знаменитом концерте Live Aid доказали, что рок музыка может и будет собирать вокруг себя огромное количество неравнодушных людей

Возможно ли оценить вклад рока в историю музыки? Один из способов ответить на этот вопрос - проследить влияние рока на другие музыкальные произведения. Другой - попытка культурного аудита. (Каково соотношение горных шедевров и горных пород?) Но такие подходы сталкиваются с проблемой определения. Рок не столько влияет на другие музыкальные произведения, сколько колонизирует их, стирая музыкальные границы. Любая попытка установить объективный рок-канон также обречена на провал; рок - это не автономная эстетическая форма, ограниченная правилами.

К его культурной ценности нужно подходить с другой точки зрения. Вопрос не в том, как рок повлиял на общество а, скорее, как это отразило общество? Например, с точки зрения музыканта, самое важное изменение с 1950-х годов произошло в разделении труда в области создания музыки. Когда Элвис Пресли стал звездой, существовали четкие различия между работой исполнителя, писателя, аранжировщика, сессионного музыканта, продюсера и звукорежиссера. К тому времени, как Public Enemy начала запись, эти различия исчезли с обеих сторон: исполнители писали, аранжировали и создавали свой собственный материал; инженеры внесли не менее значительный музыкальный вклад в создание записанного звука. Технологические разработки - многодорожечные магнитофоны, усилители, синтезаторы и цифровое оборудование - изменили значение музыкальных инструментов; больше не существовало четкого различия между производством звука и его воспроизведением.

Современная студия звукозаписи
Современная студия звукозаписи

С точки зрения слушателя различия между музыкой и шумом резко изменились во второй половине 20 века. Музыка стала повсеместной, будь то в общественных местах (сопровождение всех видов деятельности), дома (с радио, проигрывателем компакт-дисков или кассетным проигрывателем в каждой комнате) или в стирании различия между публичным и частным использованием музыки (Walkman, бумбокс или караоке). Разработка компакт-дисков только ускорила процесс, благодаря которому музыка становится постоянно доступной из любого места и в любое время. Прослушивание музыки больше не связано с особым местом или случаем, а, скорее, с особым вниманием сосредоточиться на определенном звуке в данный момент.

Первая модель плеера Sony Walkman
Первая модель плеера Sony Walkman

Рок - это течение, которая непосредственно обратилась к этим новым условиям и сохранила веру в то, что музыка - это форма человеческого разговора, даже если ее опосредуют телевидение и радио, а также режиссеры и рекламодатели. Рок остается самым демократичным из СМИ - единственным, в котором голоса маргиналов все еще можно услышать вслух. Однако в начале 21 века рок и музыкальная индустрия столкнулись с новым кризисом. Развитие цифровых технологий означало, что теперь музыку можно было хранить в простых в использовании цифровых файлах, которые, в свою очередь, можно было передавать с персонального компьютера на персональный компьютер через Интернет. Возникшие в результате юридические и корпоративные споры по поводу новых цифровых форматов, таких как MP3 и таких сервисов, как Napster, отразили как новые коммерческие возможности (правообладатели музыкальных прав хотели зарабатывать деньги каждый раз, когда скачивалась песня), так и опасения (что их песни будут обмениваться без каких-либо деньги вообще переходят из рук в руки).

Хотя проблемы здесь новые, сюжетная линия - нет. Опять же, возникающая технология означала новые коммерческие возможности, которые изучаются и развиваются начинающими предпринимателями, прежде чем они будут поглощены и переупорядочены более крупными корпорациями, хотя сейчас это, скорее всего, будут телекоммуникационные или компьютерные компании, как и музыкальные компании. Еще более поразительно то, насколько новые способы использования Интернета повлияли на рок. Многие сервисы обмена файлами, последовавшие за Napster, аналогичным образом включали глобальную сеть домашних «конусов» и опирались на рок-идеологию DIY, сообщества и борьбы с коммерцией. Сетевые сайты, такие как MySpace и YouTube, были быстро приняты рок-группами и фанатами рока, чье использование новых рекламных возможностей стало образцом для других секторов развлечений.

Как бы ни были решены различные правовые и экономические вопросы, рок-музыка, безусловно, будет центральным элементом образа жизни в 21 веке. Короче говоря, рок не только отражал (и отражает) социальные и культурные изменения; это также самостоятельная социальная сила.