В нашей стране, пожалуй, нет ни одного человека, который не знал бы стихов Самуила Яковлевича Маршака. На его стихах воспитывались разные поколения детей. Его стихи с удовольствием читают и взрослые, и дети. Его творчество восхищает и привлекает к себе людей разных возрастов.
В русской словесности XX века Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) — явление особенное. О его творчестве написаны книги, исследования, диссертации, сотни статей. Среди писавших о Маршаке — Анна Ахматова и Корней Чуковский, Борис Шкловский и Валентин Катаев, Вера Смирнова и Бенедикт Сарнов, Валентин Берестов и Василий Субботин… Список этот, разумеется, можно продолжить. Суть в другом: поэт Маршак до сих пор по-настоящему литературоведами не изучен, а во многом — неведом не только читателям, но и литераторам.
Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры - Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. Его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.
Поэзия Маршака - образец развития живых и плодотворных традиций русской и мировой классической литературы от Шекспира до Тютчева. Верность традиции была для Маршака не преемственностью застывших форм, - в великих творениях прошлого он находил то живое и трепетное содержание, которое созвучно нашей современности. И когда в лирических эпиграммах Маршака последних лет звучит напоминание о лаконизме Древнего Востока (японские хайки и танки, газели Джами и Хафиза, рубай Омара Хайама) - оно современно, как никогда раньше.
Современная детская литература так или иначе связана с творчеством Самуила Яковлевича. Изучение его творчества и по сей день является предметом исследования множества научных публикаций.
Традиции народной поэзии и классической литературы в творчестве С.Я.Маршака
Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло - фольклор разных стран и народов. В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе - везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение в стиле народной педагогики. Фольклором пронизано все творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений.
В поэтическом творчестве С.Я.Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы.
Обращение к фольклору, как характерная черта творческого облика С.Я. Маршака. Живые истоки народного творчества, питавшие поэта в его детские годы. Песни матери. Детский фольклор товарищей по играм в рабочих слободках, где прошло детство Маршака. Любовь к устным формам живого фольклора, оставшаяся на всю жизнь. Знание множества песен разных стран и народов.
С.Я.Маршак занимался изучением источников фольклорных материалов - сборников загадок, частушек, песен, сказок, былин, баллад, детского фольклора. Пушкин - любимый поэт детства Маршака. Его сказки влияли на сказки советского поэта для детей.
С первых шагов своего творчества поэт стремился приобщать детей к сокровищнице мировой литературы, к богатствам устного народного творчества, развить у них художественный вкус. Именно это и отразилось в жанровом многообразии творчества известного детского поэта.
2. Тематическое и жанровое своеобразие его произведений
Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.
- Романтика и героизм
Произведения С. Маршака «Пожар», «Почта» обогащают детей новыми жизненными сюжетами, увлекают действиями героев, неожиданными поворотами событий, приключениями, опасностями. Поэт интересно рассказывает о любой профессии. Сам процесс труда, его атрибуты он изображает просто и в то же время мастерски. Все это помогает дошкольникам ввести в игру нужные вещи, имитировать действия с ними. Дети осознают опасность профессии пожарного.
Сначала дошкольников увлекал сам процесс работы в почтовом отделении: они принимали телеграммы, письма, разносили их конкретным лицам. Теперь они стали рассылать корреспонденцию в другие города и страны.
Книга подсказала и возможность использования в игре различных видов транспорта: автомобиля, самолета, мотоцикла. Рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на внешний вид почтальона, его форму: фуражку, ремень, толстую сумку на ремне.
В стихотворении С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» описывается героический поступок молодого человека, который ехал в трамвае и увидел, как горит дом, а в квартире на последнем пятом этаже в окне мечется кто-то.
Молодой человек выскочил из трамвая, взобрался по водосточной трубе к окну и вытащил из окна девочку, он пронёс ее, шагая по карнизу до соседнего балкона, спустился с ней на улицу, передал в руки маме и тут же уехал на трамвае.
Главный герой - этот парень в белой футболке со значком ГТО на груди. Другие герои - девочка, ее мама, пожарные, прохожие, а также милиция и фотокорреспонденты, которые хотят разыскать героя.
Главная мысль - парень рисковал жизнью, спасая девочку и предпочёл остаться неизвестным, избежав привлечения внимания к своей персоне.
Произведение знакомит читателя с очень мужественным и бескорыстным человеком. Оно показывает, что простые люди порой могут совершить настоящий подвиг. В нем воспеваются самые лучшие человеческие качества - отвага, мужество, смелость. Эта поэма увековечила один из тех поступков, которые заслуживают восхищения и похвалы. Таких людей, которые бескорыстно готовы помочь, много. В трудной ситуации они не останутся в стороне и помогут, даже если это будет сопряжено с риском. Подобные мужественные люди не ждут просьбы, они сами спешат на помощь, если видят, что другие нуждаются в ней. Они не ищут славы себе, их мотивы чисты. Такие люди заслуживают уважения. С них можно брать пример.
А самый поступок юноши индивидуализирован, насыщен выразительными драматическими деталями. Сочетание очень конкретного сюжета со своего рода «размноженностью» героя повышает достоверность, убедительность баллады, посвящённой моральному облику советской молодежи.
«Рассказ о неизвестном герое» знаменовал обращение Маршака к генеральной теме советской литературы: облику нового человека.
Читая «Почту», малыш мог думать и фантазировать о дальних странах, о путешествии Житкова, о почтовом ящике — о многом, только не о том, какие вести несёт запечатанное письмо. Маршак пробуждал у читателя эмоциональное отношение к словам «почта», «почтальон», «почтовый ящик», но ещё не к слову «письмо».
Тема любви к Родине, самоотверженности людей в мирное время и в годы войны
В творчестве С.Я.Маршака звучит и тема любви к Родине, самоотверженности людей в мирное время и в годы войны. Таково стихотворение «Почта военная». Здесь чувствуется сюжетная перекличка. «Почта» 1927 года и «Почта военная» 1943 года. Расстояние ещё большее, чем от «Пожара» до «Рассказа о неизвестном герое».
Герой баллады — «воин армии почтовой», советский патриот, а не тот добродушный ленинградский почтальон (в сущности, родной брат пожарного Кузьмы), который проходил перед читателем наряду с лондонским и бразильским письмоносцами, разыскивая Бориса Житкова, чтобы вручить ему письмо.
У читателей «Почты военной» отцы и братья были на фронте в тот год, когда писалась баллада. С надеждой и трепетом миллионы семей ждали всякий день появления почтальона — в его сумке были письма с фронта.
И на фронте, в разгар боевой страды, приходил в землянку ротный почтальон с вестями от близких, воодушевлявшими на новые подвиги.
Сперва кажется, что стихи написаны для ребят постарше, чем читатели прежней «Почты». Нет, это не так. Дети в военное время душой и умом взрослели быстрее, чем годами. Поэт внимательно присматривавшийся к своему читателю, озабоченный тем, чтобы не отстать от его нужд, запросов, должен был откликнуться на рождённые войной интересы и тревоги не по годам повзрослевших ребят, должен был почувствовать возможность и необходимость большого разговора с ними.
Прежняя «Почта» была написана о путешествии письма, о способах осуществления мировой связи. «Почта военная» — поэма о людях, о тех, кто пишет и получает письма, о тех, кто их доставляет. Прошло время, когда для Маршака самым важным было ввести ребёнка в мир окружающих его вещей и дать первое представление о благородстве, важности, увлекательности труда. Достигший зрелости поэт показывает ребёнку другого времени, как красив и значителен мир окружающих его людей.
Почтальоны «Почты» — только почтальоны. В «Почте военной» они прежде всего советские люди, патриоты, бойцы:
Не отстаёт от молодежи состарившийся ленинградский почтальон — защитник города:
В «Почте военной» содержание письма — важная внутренняя тема многопланового рассказа. Письма в дни войны приобрели огромное значение для каждой семьи в тылу и для каждого бойца на фронте. И потому органичен замысел: дать читателю образ воюющего народа, сделав сюжетом рассказа письмо, а героем его — почтальона.
Малыш, прочитав эти строки, чувствовал, что его письмо поможет отцу воевать, он как бы принимал участие в сражении, и сердце его наполнялось гордостью, — он не просто написал письмо, а ещё и выполнил патриотический долг. Это очень нужное ребёнку чувство, потому что советские дети почти с первым проблеском сознания начинали ощущать, что все взрослые вокруг них служат общему делу. В годы войны содержание этого дела было особенно ясно ребёнку: защита Родины. И он стремился приобщиться к делу взрослых, принять в нём участие.
Зрелость поэта выразилась в том, что он раскрыл шести- или семилетним тему, которую ещё не так давно считали бы едва доступной и для двенадцатилетнего.
О связи тыла с фронтом, о народности войны рассказывает Маршак ребёнку в поэме «Почта военная».
Она написана совсем иначе, чем первая «Почта». Не намеки, не отдельные детали, по которым читатель должен воссоздать целое, а развёрнутые картины тылового и фронтового быта. Не короткий стремительный рассказ, а широко льющаяся лирико-героическая повесть.
В структуре поэмы Маршака есть особенности, характерные и важные именно для детских стихов. Очень отчётливо членение большой поэмы: каждый из восьми эпизодов — как бы отдельное стихотворение, со своим драматическим сюжетом, своей настроенностью, своим ритмическим движением. Образы внутри каждого эпизода конкретны, близки детям — их эмоциональность сочетается с живописностью. Есть элемент сказочности в перекличке между собой запечатанных вестей. Очень прост, ясен синтаксис и словарь — семилетний не найдет незнакомых слов, кроме, может быть, названий городов. Ни одна поэтическая фраза не будет темна для него.
«Почта военная» — баллада о людях, сражающихся за родину, — одно из произведений, подтверждающих правильность мнения Белинского, Чернышевского, Горького о доступности детям почти всякой темы, если художник нашел подходящие выразительные средства.
Тема счастливого детства
Одна из излюбленных тем в творчестве Самуила Яковлевича – тема счастливого детства.
Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С.Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).
Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребёнка.
Первое произведение Маршака для детей — «Детки в клетке» — было циклом стихотворений. Форма цикла стихов полюбилась поэту, и он пользовался ею не только для подписей под рисунками.
Воспитание любви к природе
Воспитание у детей любви к природе – одна из важнейших тем в творчестве поэта.
В экой тематике написаны циклы стихотворений «Разноцветная книга» (1947), «Круглый год» (1949), несколько «Азбук» — самая значительная и своеобразная из них «Веселое путешествие от А до Я» (1953) — всё это циклы стихотворений, которые на разных этапах творчества создавал Маршак. В них тоже, как и в сюжетных произведениях, постепенно, с годами, усложняются, разнообразятся темы, их трактовка, изобразительные средства.
Форма цикла очень удобна для малышей, особенно в пейзажных стихах. Детям трудно воспринять разворачивающуюся в нескольких строфах одноплановую картину, особенно когда в ней мало движения, действия, а это часто свойственно изображениям пейзажа. Ни малейшей статичности нет в цикле Маршака «Круглый год» — двенадцати стихотворениях о двенадцати месяцах.
Эти стихи не узко пейзажны: в них присутствует человек и его работа, связанная с природой. Все полно движения, звуков, красок. В каждом коротком стихотворении кто-нибудь бежит, мчится, летит, трудится, что-нибудь звенит, ворчит, воет, капает. Бегут ручьи, дым идёт столбом, вьётся позёмка, солнечный зайчик бегает по карте. И только «Октябрь» тих — осень, замолкает природа.
А перед ним сентябрь — «Мчатся птицы за моря, и открылась школа», а за ним праздничный ноябрь, окрашенный в цвет революции, — «Красный день календаря», «Вьются флаги у ворот, пламенем пылая», «И летит мой красный шар прямо к небосводу».
У каждого месяца своя тема, иногда пейзажная, а чаще связанная с работой.
Смена впечатлений идет не только от месяца к месяцу, но и внутри каждого стихотворения.
И ещё один пейзажный цикл — «Разноцветная книга». Он написан в другой тональности.
Это подписи к рисункам, но своеобразные: каждая страница, посвящённая какому-нибудь цвету, — большое стихотворение, от трёх до десяти строф. Поэт даёт картины лета, зимы, моря, пустыни, ночного города. Стихи не проигрывают, напечатанные без иллюстраций, потому что это, в сущности, не подписи, а словесные картины:
Это с «Зелёной страницы», изображающей лето. Но зелёным оказывается только общий фон. Лето сверкает, переливается красками — это передано мельканием разноцветных насекомых: золотые букашки, голубая стрекоза, тёмно-красная божья коровка, пёстрые бабочки.
Разнообразие лаконичных, двумя-тремя чертами созданных картин, быстрая их смена как раз и нужны малышу, чтобы легко воспринять стихотворение и не соскучиться.
Впрочем, всякое бывает разнообразие, и не всегда оно радует.
Маршаку, чтобы дать ребёнку почувствовать лето, понадобились в восьми строках восемь глаголов, автору описания весны хватило одного глагола на восемь строк — и тот не выражает ни движения, ни активного действия («сказали нам»). Стандартный, столетней давности набор ручейков и проталинок, полная неподвижность картины — даже бабочки не летают, а только присутствуют, даже воробьи не дерутся, а драчливые — ведь как раз против таких мёртвых пейзажей, монотонных перечислений, в которых ничто не останавливает внимания ребёнка, ничто не возбуждает фантазии, и начала борьбу советская поэзия. А ведь эти стихи не исключение. Подобные книги выходили и в том же году, и в предыдущих, и в следующих. Зачем? Для кого? Публикуя их, издательство и его редакторы не приносят ни радости, ни пользы детям, зато вредят автору, поддерживая в нём убеждение, будто и так написанные стихи — без мысли, без поэзии, без чувства — пригодны для печати.
Появление их показывает, как стойки дурные традиции. Борьбу с мертворожденными стихами советские поэты начали в 20-х годах. И вот, оказывается, её ещё нужно продолжать в 60-х.
Теперь, когда напряжённый труд наших писателей поднял поэзию для детей на уровень высокого искусства, невнятный лепет о ручейках шумливых (конечно же, ручейках, а не ручьях, и вербочках, и проталинках) воспринимается как помеха в деле воспитания детей средствами искусства и развития их вкуса к стихам.
Вернемся от неумелых ремесленных поделок к поэзии.
Весь цикл, разнообразный по темам изображения, по ритмам, по настроению, лиричнее «Круглого года». Маршак заставляет читателя пристально и неторопливо всматриваться в каждую деталь рисунка, сделанного художником, и картины, выполненной поэтом. А детали сливаются в изображение с очень отчётливой эмоциональной окраской:
Певучий ритм, плавное фоническое строение (обилие широких и средних гласных), внутренняя рифма, которой связаны все глаголы строфы (мелькают — блуждает — качает), и самое значение глаголов, выражающих (кроме первого) плавное движение, — сочетание всех этих элементов и создает настроение картины.
А в других стихотворениях и строфах другие средства определяют эмоциональный колорит изображения. Но всегда наряду с цветом — основой цикла — присутствует движение, то быстрое, то замедленное. Ни одной статичной картины.
Расцвёл и особый дар Маршака — его умение знакомить ребёнка с явлениями реального мира по самым характерным, запоминающимся признакам. Мы видели это умение уже в «Детках в клетке». Потом оно постепенно обогащалось, детали изображения заиграли красками, звуками, запахами, широким диапазоном эмоций, и, главное, изображение в целом стало объёмнее, значительнее по смысловому содержанию.
- Юмор и сатира в стихах
В творчестве Маршака глубокий и острый взгляд на вещи неизменно сочетается с прирожденным чувством комического, с умением шутить и любовью к шутке. В своих стихах для детей он живой, занятный, неистощимо изобретательный рассказчик.
В самых первых стихах Маршака для самых маленьких предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки, игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.
Особую категорию в стихах у С.Я.Маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.
Создавая стихотворение "Вот какой рассеянный", построенное на чередовании смешных ситуаций, Маршак использовал очень забавную игру словами - на этот раз "перевертышами" - не как основу стихотворения, а лишь как одно из средств выразительности, усиливающее комичность эпизода. Эта игра словами характеризует героя произведения так же отчетливо и в том же плане, что забавные поступки рассеянного - тоже как бы "перевернутые".