В студенческие годы мне довелось участвовать в постановке пьесы Евгения Шварца "Дракон". Я вообще очень люблю пьесы Шварца, а "Дракона" считаю с тех пор лучшей из них. Самой мощной и, несмотря ни на что, самый светлой. Когда в 1988 году прошел слух, что САМ Марк Захаров собирается ставить по этой пьесе фильм... признаться, это было сродни чуду. Потрясающий режиссёр ставит фильм по потрясающей пьесе. Мало того, автором сценария, помимо самого Захарова, стал великолепный Григорий Горин, а музыку написал не менее великолепный Геннадий Гладков. А какие актёры! Фильм собрал весь цвет "Ленкома", да и с других театров снял сливки. Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александр Збруев, Семён Фарада, Александр Филиппенко, Вячеслав Полунин, Андрей Толубеев, Александра Захарова, Ольга Волкова... Одним словом, всё предвещало праздник и "пир духа".
Результат меня несколько обескуражил. Я не хочу сказать, что фильм получился плохой. Вовсе нет. Но в отличие от пьесы, говорящей о вещах вечных, фильм крайне политизирован и привязан к актуальным, подчас сиюминутным, реалиям. Причем, привязан подчеркнуто. Зачем и почему - понятно, но любви у меня к фильму это не прибавило. Второе - некое ощущение суматошности, негармоничности, несбалансированности сюжета. (Если не верите - попробуйте почитать краткое описание сюжета в Википедии. А ведь они там честно старались понять, кто, как, кому, почему и зачем. ) Есть эта суматошность и в видеоряде - все без конца куда-то бегут и что-то орут. (Знаю, что вовсе не "без конца", но именно таким было первое впечатление.)
Ну, наличие в кадре обнаженной натуры, совершенно лишней и ничем не оправданной - общая беда фильмов этого времени. А вот некий чрезмерный и неприятный натурализм задел и вызвал отторжение.
При этом нельзя не отметить не просто хорошие - великолепные актёрские работы. Олег Янковский во всех своих трёх ипостасях потрясающе убедителен и действительно страшен. Странствующий рыцарь Ланцелот Александра Абдулова именно такой, каким видел его великий сказочник Евгений Шварц. Но он, в отличие от пьесы, совершенно одинок. "Сподвижники" выглядят как-то не очень надежно и не слишком убедительно. Да и с любимой девушкой (Александра Захарова) всё получается вовсе не так, как это было задумано Шварцем.
Но главное отличие - финал фильма. Он не просто отличается от написанного Шварцем - он противоположен ему. Евгений Шварц написал добрую пьесу с верой в человека. В ней есть главное - надежда. Вот отрывок из пьесы:
Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас — будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры — тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода.
А вот цитата из фильма:
Вот дай им свободу, они передушат друг друга, перегрызут.
Марк Захаров, судя по фильму, в человека не верит. Он верит в вечность и бессмертие Зла. И это, пожалуй, главное, за что я не люблю этот фильм...
****************************************************************************
Возможно, вам будут интересны и другие материалы канала:
Александр Годунов. Загубленная жизнь, обманутая любовь
Самая невероятная... Шерлок Холмс
"Собака на сене". Поговорим о костюмах Теодоро
По сложившейся на Дзене традиции напомню, что поблагодарить автора можно лайком. Попробуйте, это просто.