Давайте представим, что Вас позвали в гости в семью, где есть маленький ребенок. И Вам нужно выбрать игрушку. Что Вы сначала сделаете? Конечно, спросите, чем увлекается ребенок, какие игрушки у него уже есть, а чего не хватает. Правильно, зачем же повторяться.
И, вот, вы учли все пожелания родителей, посмотрели на упаковке маркировку с возрастной группой, для которой предназначена данная игрушка. Вот, Вы покупаете ее, мысленно прокручивая в голове момент вручения подарка, как обрадуется ребенок, как будет играть весь вечер, упаковываете подарок в красивый пакет.
И вот уже Вы вручаете подарок. Все, глазенки малыша загорелись, он радуется, все довольны. А через некоторое время смотришь, игрушка уже лежит одна-одинешенька, а малыш самозабвенно играет … в пакет! Да еще так увлеченно, что не замечает подошедших к нему взрослых, не слышит обращенных к нему вопросов.
Почему же так получается, что же мы не учли?
Давайте подумаем, почему ребенок выбрал для игры пакет? Да потому что он дает простор для творчества, стимулирует полет фантазии. В разных играх он может выполнять разную роль в зависимости от выбранного ребенком сценария. С пакетом также можно экспериментировать, изучать его свойства, наблюдать, как он летает, как он шуршит, когда помнешь его в руках.
Игрушки, которые мы выбираем для ребенка, тоже должны оставлять пространство для творчества, чтобы, например, можно было переставить фигурки, и водителя сделать пассажиром, и наоборот. Или, чтобы можно было поменять одежду у куклы, или вместо зверюшек в кузове загрузить кубики и представить, что это кирпичи, а потом построить из них башню.
Затем, немаловажно, чтобы игрушки соответствовали возрасту ребенка, то есть не были слишком простыми (а то интерес к ним быстро пропадет), но и не были слишком сложными, когда маленький ребенок не может самостоятельно пользоваться, например, пультом от радиоуправляемой машинки.
Игрушка должна развивать какой-то навык. Здесь при выборе игрушки надо учитывать, какой навык Вы хотите сейчас в ребенке развить.
Если развиваете мелкую моторику, то выбираете массу для лепки, пазлы, сортеры, конструкторы, мозаики. Конечно, чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали.
Если хотите, чтобы малыш тренировался в ходьбе, можно приобрести для него игрушки-каталки, различные тачки, колясочки, которые можно катить впереди себя.
Если хотите, чтобы малыш развивал музыкальный слух, можно выбрать музыкальные игрушки.
Малышу пора заговорить? Выбирайте озвученные игрушки, в которых кроме мелодий еще записаны веселые стишки и фразы. И, конечно, больше читайте с ребенком. Сейчас в продаже много музыкальных книжек-пазлов, сочетающих в себе все эти функции. То есть в книжке на страничках есть выемки, в которые предлагается вставлять фигурки зверушек, соответствующих определенному стихотворению. И также на книжке закреплена панель с кнопочками, где записаны различные тематические песенки. Чем не прекрасное времяпрепровождение? Читать вместе с родителями и заодно слушать веселую музыку? Если родителям некогда, то ребенок и сам справиться с этой задачей.
И самое главное это то, что игрушку надо правильно презентовать! Я имею в виду, что сначала надо ребенку показать и рассказать, как работает эта игрушка, какие у нее есть функции, как с ней можно играть. Понажимайте с малышом все кнопочки, прослушайте все песенки, попробуйте загрузить и разгрузить грузовик, повращайте пропеллер у самолета. И главное, делайте это искренне, с вовлеченностью в процесс, восторгайтесь вместе с малышом. Для ребенка это будет качественно проведенное с родителем время, дарящее незабываемые впечатления и радостные эмоции. А впоследствии, когда малыш будет уже играть сам, эта игрушка будет у него ассоциироваться с тем же интересом, азартом и радостью, с приятными эмоциями, которые были в прошлый раз, и он захочет их повторить снова и снова, и эта игрушка будет вызывать в нем все новый и новый интерес и дарить все больше и больше радости.
И вообще, играйте с детьми побольше, играйте не по расписанию, а спонтанно, от души, искренне. Отвлекайтесь от повседневных проблем и забот. Отдыхайте и молодейте душой. Ведь нет ничего радостнее, чем видеть восторг и радость в глазах детей!