Найти тему
Уралов Рустам

Фаюмские портреты. Часть 2

Так или иначе, но закономерность не случайна: в тогдашнем мире происходил огромный исторический перелом. Римская империя постепенно рушилась под натиском варваров, центр духовности и силы перемещался с запада на восток, а христианство становилось наиболее распространенной религией.

В 313 году император Константин признал христианство государственной религией империи, а в 395 году Египет стал частью Византии. С этого времени и на долгие столетия живопись входит в двумерный мир. Кто-то называет это потерей третьего измерения, кто-то - обретением четвертого, в котором картина обладает божественными качествами того, кого она представляет. Фаюмские же портреты постепенно исчезают, поскольку христианство прекращает египетскую практику бальзамирования тел, а техника энкаустики забывается.

Можно только догадываться, каких высот достигало греческое и римское изобразительное искусство. Скорее всего, фаюмские портреты - это не расцвет древней живописи, а ее закат - последнее дыхание уходящей античности перед началом ее вечной жизни. Или может так?

портрет жреца, Фаюм, II в.н.э. Христос Пантократор, Константинополь, VI в.н.э.
портрет жреца, Фаюм, II в.н.э. Христос Пантократор, Константинополь, VI в.н.э.

Исчез ли фаюмский портрет бесследно?

Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры. Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.

Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.

Слева: Фаюмский портрет молодой женщины. II в.н.э. Лувр, Париж. Справа: Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.
Слева: Фаюмский портрет молодой женщины. II в.н.э. Лувр, Париж. Справа: Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.

Фаюмский портрет - предтеча и во многом источник византийской культуры. Это лики, которые перешагнули порог вечности и стали символами как поиска Бога, так и воссоединения с ним.

Взгляд их огромных глаз, устремленный сквозь зрителя, познал нечто недоступное живым и передал это всему христианскому искусству. Или...

Женщина в красной тунике. Фаюм, II в. Кес ван Донген, Портрет блондинки, XX в.
Женщина в красной тунике. Фаюм, II в. Кес ван Донген, Портрет блондинки, XX в.

...фаюмский портрет - это древний импрессионизм, в котором проявилась передача художниками своих мгновенных впечатлений. Начало импровизационных техник, развитие культуры мазка, системы добавочных тонов и красочных лессировок, повлиявшее на живопись XX века. А может быть...

Женский портрет, Фаюм, II в.н.э Незнакомка из музея Орсэ, 2016 г.
Женский портрет, Фаюм, II в.н.э Незнакомка из музея Орсэ, 2016 г.

...не нужно никаких теорий, а достаточно оглянуться по сторонам и увидеть ожившие портреты рядом с нами.