Понятия «двор» в правилах дорожного движения нет, но само движение во дворах есть, и еще какое. Водители и пешеходы то и дело выясняют отношения на узких асфальтовых дорожках.
Из-за дорожки на улице Молодежная в Сосновом Бору водители и пешеходы сошлись в ожесточенных спорах в местном паблике. Одни говорят: тротуар, и машинам тут делать нечего, другие — проезд, а гулять можно и других местах. Подобная неразбериха не редкость в любом городе.
Вообще в жилой зоне, на въезде в эти дворы есть такой знак, у пешеходов преимущество, но это не значит, что они могут останавливать машины. С другой стороны, ездить по тротуарам нельзя.
Оценив сосновоборский тротуар-проезд по внешнему виду, двое из трех опрошенных экспертов сказали, что он для машин.
Дорога всегда ниже тротуара. В данном случае, вместо тротуара с двух сторон газоны.
Денис Шубин, автоэксперт
Если водитель смог оказаться во дворе не преодолевая каких-то сочленений разноуровневых, когда есть, например, бортовой камень, по идее, он вправе воспринимать этот участок поверхности земли заасфальтированный как проезжую часть, и двигаться по нему можно.
Дмитрий Попов, автоэксперт
Мы отправили запрос в региональное управление ГИБДД, чтобы прояснить ситуацию. В каждом конкретном случае это могут сделать и местные власти. Мы так и сделали. И получили официальный ответ от администрации Соснового Бора — спорная дорожка вдоль первого дома это тротуар. Так что даже экспертов внешний вид может запутать. А вообще — во дворах свое Дикое поле.
Говорится, что движение в дворовых территориях регламентируется в основном ПДД, но конкретно какие пункты правил можно применить во дворах, а какие нельзя акцента на эту тему не сделано, в связи с чем возникает много вопросов. Понятно, что правила проезда перекрестков во дворах не применимы.
Дмитрий Попов, автоэксперт
На пересечениях без знаков в реальности действует одно правило — помеха справа. Но кто-то по инерции верит, что широкий проезд главнее.
Ширина асфальта может ввести в заблуждение, это казалось бы проезд во дворе рядом со школой — на самом деле - и знаки намекают это улица — улица Опочинина в Санкт-Петербурге и вряд ли кто-то будет мчать здесь 40 километров в час и карта подтверждает — здесь еще и двустороннее движение.
Еще больше странностей при встречном разъезде: вроде бы все понятно, у кого препятствие тот и уступает. На практике хаос.
В этом плане у нас, конечно, творится полный бардак по-другому не назовешь, особенно в районах, где внутри находятся детские сады и школы, утром идет массовый подвоз родителями детей в школу. Тот, кто с утра попал в такой двор и не знает обычаев, рискует попасть в серьезный конфликт, потому что вырабатывается уже алгоритм движения родительских автомобилей по кругу, скажем так.
Денис Шубин, автоэксперт
В общем прав, но не проедешь. Такси на аварийке и службы доставки тоже могут спровоцировать конфликт. А если местные жители возьмутся наводить порядки системно, ставить знаки, к примеру, там, где хотят гулять, а не ездить, то рискуют погрузиться в юридические разборки.
Как собственники этой территории или управляющая компания, они могут, конечно, заставить весь двор дородными знаками попытаться добиться исполнения каких-то требований, но сомневаюсь я, что ГИБДД приедет администрировать нарушения касающихся применения знаков пешеходная зона или пешеходная дорожка. По общему согласованию ТСЖ или жильцов я бы использовал малые архитектурные формы, вазоны, полусферы.
Дмитрий Попов, автоэксперт
По закону, говорят эксперты, инспекторы могут не приехать во двор и на ДТП, если нет пострадавших. Что говорить про какие-то знаки.
Получается пока довольно неприглядная картина: дворы, которые в основном не приспособлены к массовому использованию автомобилей, пешеходы и водители, которые, кажется, только и ждут, чтобы вступить в дорожный конфликт и, самое главное, правовая черная дыра практически в каждом дворе. В любом случае придется договариваться — или на муниципальном уровне или, как чаще происходит, друг с другом.