Найти тему
ActivityEdu

От оригами до комиксов: чем живет детская библиотека

Оглавление

«Мы любим смотреть в глаза детей и чувствовать ту энергетику, которая от них исходит». Так говорят многие сотрудники районных детских и школьных библиотек. Вот только привлечь детей в читальные залы становится все сложнее. Можно ли изменить ситуацию? Как с этим справляются библиотеки? Как меняется привычное пространство под влиянием требований времени?

Интересный факт: участники Международной конференции «Фабрика пространств. Аудитория» в опросе на тему, чем полезна библиотека для горожан, на первое место поставили утверждение: «Теплое помещение, где можно переждать дождь». И лишь на второе – определение библиотеки как места, где можно бесплатно получить и почитать книги. Удивительно, что это говорят люди, чье детство, за неимением Интернета, прошло под шелест страниц.

В ногу со временем

На круглом столе сотрудников библиотек в рамках конференции участники делились идеями, как сделать библиотеку современной, уютной, привлекательной для детей и подростков. Ясно одно: ограничиваться одной лишь выдачей книг сегодня уже недостаточно, тем более что как-то нужно сохранять себя и свое место во время дистанционной работы. Большинство участников пришло к выводу, что юным читателям необходимо общение и живой человеческий голос – пусть даже в пределах зума или скайпа. В мегаполисах гигантский спектр учреждений досуга, а в маленьких городах и поселках библиотека часто становится единственным центром культурной жизни. Но везде от библиотекаря требуется проявлять изобретательность и фантазию: в первом случае – чтобы выдержать конкуренцию, во втором – чтобы не отстать от вызовов времени.

Ни минуты покоя

Мы продолжили организовывать мероприятия для наших посетителей и подписчиков, но уже не в оффлайн-формате, а онлайн, – рассказала руководитель отдела спецпроектов и культурных программ популярной Московской городской молодежной библиотеки им. М. Светлова Ксения Илларионова. – "Светловка" вместе с экспертами ведет прямые эфиры 2-3 раза в неделю на разные темы. В этом году мы не обошли стороной и всероссийскую акцию “Библионочь”, которая впервые прошла в онлайн-формате. Мы раздвинули стены библиотеки и показали детям, что происходит за закрытыми дверьми: как работают библиотекари, как подбирают книги для читателей, расставляют их на полках, заполняют карточки. Эта экскурсия вызвала большой интерес. Кроме того, ко дню рождения Михаила Светлова мы создали интерактивный тест, рассказывающий в простой форме биографию поэта. Читатели узнают, что у советской молодежи были свои кумиры, и Светлов был одним из них.

Ко дню библиотек на сайте «Светловки» начал работать сервис персональных рекомендаций, благодаря которому читатель может получить индивидуальную подборку книг от библиотекаря на основании своих предпочтений. Во время самоизоляции и летнего затишья сотрудники не сидели без дела. Для детей и подростков создали книжные лабиринты (с их помощью ребята могут в игровой форме найти интересную книгу), авторские рекомендательные списки летнего чтения для каждого класса.

Однако «Светловка» – место, что называется, культовое, находится в центре столицы. А как обстоят дела в небольших провинциальных библиотеках?

Кто сегодня не любит видеоролики?

Из уст Екатерины Бондарь, сотрудника Ковровской районной библиотеки этот вопрос звучит риторически, поскольку она уверена, что современным детям создание видеороликов очень интересно:

Наши дети читали стихи Пушкина, а я монтировала. Потом выложили все видео на нашем сайте, который мы за время карантина обновили и сделали ярким и привлекательным. Еще мы создали необычный формат архива. Молодежь очень часто выбрасывает на помойку старые фотографии. А ведь это и семейная реликвия, и история наших городов и сел! Мы попросили – не выбрасывайте, приносите, примем с благодарностью. И к нам потекли потоки фотографий советского времени, на которых не просто чьи-то бабушки и дедушки, но и работники заводов, колхозов, которых уже нет. Мы их оцифровали и сделали «листалку». Старшее поколение вспоминает прошлое, а дети смотрят на своих предков и гордятся ими.

Нестандартные решения для привлечения подростков

Но основные посетители детских библиотек – все-таки школьники. Сотрудники иногда прикладывают титанические усилия, чтобы привлечь подростков и молодежь. И дело не только в том, что молодые «зависли» в соцсетях. Иногда их отпугивает атмосфера – унылые, неухоженные здания, требующие ремонта, несовременный, чуждый им антураж – пыльные полки с томами классиков, подшивки рассыпающихся от времени газет. Такой мы привыкли видеть типичную библиотеку. Немудрено, что подросткам эта картина кажется осколком прошлого. Но ведь и старое здание можно преобразить малыми средствами. Например, обыграть «антикварные» трещинки интерьера, превратить его в модное «ретро», раскрасить стены авангардными мотивами. Или придумать интересную форму занятий, как это сделали в Ижевской библиотеке-филиале №23.

Мы решили, что станем библиотекой комиксов, – говорит библиотекарь Софья Алмазова. – Комиксы, манга всегда были нашей особенной темой. И к ней молодежь тянется, хотя настоящих любителей тоже немного. Посмотреть и обсудить – приходят, а вот рисуют неохотно. Хотя когда к нам приезжал со своим мастер-классом художник-комиксист Андрей Аешин, создатель сообщества «Комиксолет», желающих присоединиться было довольно много. Возможно, нашей площадке не хватает собственного громкого имени. Надеемся, что переход в онлайн облегчит задачу стать более популярными.

В поиске новых форматов

А вот Московская библиотека №123 им. А.С. Грина рассчитывает в будущем наполовину остаться в оффлайне и искать новые форматы. Например, нынешней весной сотрудники испытали свои силы в проведении мастер-классов. Опыт оказался успешным.

Мы делали открытки, журавлики-оригами, – рассказала сотрудница библиотеки Елена Шевчук. – Мастер-классы у нас проходят не в зуме, а в записи, это удобно: видео можно перемотать, посмотреть еще раз. Такие занятия и родителям полезны, потому что можно и весело провести время с ребенком, и чему-то научиться. А еще мы задолго до карантина стали практиковать чтение вслух. Начали с Грина, именем которого названа библиотека. Дети внимательно слушали и обсуждали рассказ «Пропавшее солнце», и так им прониклись, что наперебой стали выдавать свои версии продолжения. А в онлайне потом стали просто читать в записи, и дети писали свои комментарии, мнения.

Наше время не располагает к неспешному отдыху с книгой. Толпясь перед входом в цифровые чертоги, мы торопимся оставить в прошлом сокровища мировой литературы, как оставляют старый хлам при переезде в новое жилье. Однако библиотекари, со своим поистине рыцарским отношением к книжным сокровищам, стараются сохранять их для новых поколений. Понимая, что технологии приходят и уходят, а умная книга вечна.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.